Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.


Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Автор статьи

Хухлынин Владислав Сергеевич - Корпоративный юрист
Корпоративный юрист

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Трудовое право, Семейное право, Корпоративные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по корпоративному праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Я встала на очередь на жилье а администрации района

Я обязательна должна работать в муниципальной организации . Я работаю в детском садике няней. Специалист которая принимала документы говорит что вы будете стоять в очереди несколько лет и что эти годы должна работать в муниципальной организации .А у меня аллергия на моющие средства. Какие организации кроме детского садика являются муниципальными.

Светлана22.01.2023 07:22

  Согласно ст. 9.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ  "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Государственные, муниципальные учреждения создаются органами публичной власти федеральной территории от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории.

  Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна22.01.2023 11:29

Аренда недвижимости

А если сдаётся в аренду часть здания больше 20 кв.м юридическому лицу которое занимается мрт, в этом случае нужны торги? И может ли вообще больница сдавать в аренду помещения, ведь в законе о здравоохранении об этом не прописано. И соответствует ли сдача в аренду заданиям собственника? Спасибо заранее

Татьяна 23.12.2021 07:40

Добрый день! Мы не рекомендуем Вам арендовывать помещение в больнице. Согласно положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции": Статья 17.1 1. Заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. 3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: 1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна23.12.2021 19:04

муниципальное учреждение

Добрый вечер! является ли Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» муниципальный учреждением?

Елена10.12.2021 07:12

Добрый день! Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» является муниципальный учреждением. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)  Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения. Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы. Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью. Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями. https://advokat-malov.ru/yur.-lica/gosudarstvennoe-uchrezhdenie-i-municipalnoe-uchrezhdenie.html "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)  ГК РФ Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение.

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна10.12.2021 19:23

Преобразование муниципального казенного учреждения в акционерное общество

Добрый день! Подскажите Муниципальное казенное учреждение может быть преобразовано в Акционерное общество?

Светлана03.12.2021 10:13

Добрый день! Да, может, путем приватизации. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13 178-ФЗ преобразование унитарного предприятия в акционерное общество (АО) является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, приватизация унитарного предприятия данным способом представляет собой создание хозяйственного общества (в частности, АО) посредством преобразования унитарного предприятия.

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна03.12.2021 15:46

Работала в муп. Положена ли мне доплата за бюджетный стаж

Работала в муп. Положена ли мне доплата за бюджетный стаж

Елена02.12.2021 07:53
Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна03.12.2021 02:24
Игнат14.08.2021 19:28

Может ли администрация муниципального района - учредитель, передать некоторые полномочия муниципальному бюджетному учреждению?

Здравствуйте!

Действующее законодательство не содержит прямых запретов в отношении передачи полномочий. Однако возможность осуществления такой деятельности должна быть закреплена в уставных документах учредителя.
Типовой формы соглашения о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации (учреждению) нормативными документами не предусмотрено. Такую форму стороны разрабатывают самостоятельно, предусматривая регламент взаимодействия сторон.

Положениями статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. При этом руководитель субъекта учета вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 14 СГС "Концептуальные основы", п. 5 Инструкции N 157н). В частности, на муниципальном уровне ведение бухгалтерского учета может быть возложено на финансовое управление, являющееся структурным подразделением местной администрации (письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31406). Вместе с тем нормативными документами не предусмотрена передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, передача планово-экономических функций, осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения (письмо Минфина России от 18.02.2016 N 02-07-05/9219).
Согласно п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Поэтому бюджетное учреждение вправе заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности с другим учреждением (централизованной бухгалтерией) в случае, если уставными документами учреждения такие функции не предусмотрены.
В свою очередь, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, если иное не установлено действующим законодательством, осуществляются органом местного самоуправления (п. 3 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ). Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций (ч. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ). Другими словами, органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В рассматриваемой ситуации, принимая на себя полномочия по ведению учета и формированию отчетности за подведомственное учреждение, учредитель фактически берет на себя обязательство по оказанию безвозмездной услуги. Поэтому при принятии решения на основании договора (соглашения) о передаче функций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности администрации муниципального образования сельского поселения необходимо, прежде всего, установить возможность осуществления такой функции самим учредителем, уже на основании его уставных документов. Кроме того, такое решение должно быть экономически оправданно.
Также следует учитывать, что контрольные мероприятия, проводимые в подведомственных государственных (муниципальных) учреждениях, органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, направлены на достижение определенных целей, одной из которых является оценка результатов деятельности учреждений. В случае, если функции по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности будут переданы учредителю, то может потеряться объективность такой оценки, и, как следствие, может возникнуть конфликт интересов. Специалисты финансового ведомства обращают внимание на то, что в связи с возможным конфликтом интересов в функциях должностного лица не могут одновременно объединяться функции внутреннего или внешнего финансового контроля и функции по ведению учета (письмо Минфина России от 18.12.2013 N 02-06-010/54151).
Отметим, что типовой формы соглашения о передаче полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета нормативными документами не предусмотрено. Вместе с тем п. 14 СГС "Концептуальные основы" установлено, что такой договор (соглашение) должен составляться с учетом положений данного стандарта, иных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и Инструкции N 33н.
В договоре (соглашении) должны быть предусмотрены права и обязанности сторон, регламент их взаимодействия, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и учредителем, порядок оформления и обмена документами (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.01.2017 N 02-08-05/1949).

Если возникнут сложности Вы всегда сможете записаться на консультацию по номеру +7 (499) 577-03-28




Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна15.08.2021 04:07
Елизавета01.10.2021 01:15

органы управления учреждениями

Добрый день!

Опишите вашу ситуацию подробнее, пожалуйста.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП - Москва
№1 в рейтинге адвокатов России - top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна01.10.2021 12:16

Бюджет и расходы образовательного учреждения

Как можно узнать сколько школа получает денег из бюджета страны, как и куда они тратятся? Я имею ввиду, что хочу получить документ в котором написано примерно следующее: Из бюджета получено 1 млн руб, Закуплено столько-то учебников на столько-то рублей, закуплено стаканчиков для куллера на столько-то рублей итп.

Партанский Илья21.11.2021 09:03

Финансирование школ – самый больной вопрос и для родителей и для школьной администрации. Деньги в школу поступают из нескольких источников: бюджета области, муниципального бюджета (если учредителем школы является муниципалитет единолично или вместе с областью), от добровольных пожертвований и от платных услуг, которые оказывает школа. Все поступления отражаются в «Плане финансово-хозяйственной деятельности», который есть у каждой школы. План на год школа обязана утвердить в департаменте образования города.

Для получения информации по финансированию конкретного учреждения, Вам необходимо обратиться непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, того муниципального района (городского округа), на территории которого находится учреждение.

Так же информацию о закупках можете найти на сайте http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

При возникновении сложностей, рекомендую обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Скидка по промокоду «МИП». По стоимости услуг Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  https://advokat-malov.ru/kontakty.html

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна21.11.2021 21:18

Возмещение жку воспитателям.

С какого периода имеет право воспитатель детского сада на возмещение оплаты жилищно-коммунальных услуг? С момента подачи заявления в мфц или с периода начала Работы в сельском детском саду? Проживаю в посёлке Ростовской области

Мария 11.11.2021 21:33

Добрый день! Воспитатель детского сада имеет право на возмещение оплаты жилищно-коммунальных услуг, с даты начала Работы в сельском детском саду. КОМПЕНСАЦИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ РАБОТНИКАМ ОБРАЗОВАНИЯ  Источник: http://ipopen.ru/vyplaty-i-kompensacii/kompensacija-kommunalnyh-uslug-rabotnikam-obrazovanija.html Компенсация коммунальных услуг работникам сферы образования Источник: https://okommunalke.ru/oplata/rabotnikam-sfery-obrazovaniya  Социальные льготы учителям в 2019 году Источник: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/sotsialnye-lgoty-uchitelyam.html 

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна12.11.2021 16:25

В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?

В муниципальной школе был приостановлен образовательный процесс из-за установленного экспертизой факта аварийности здания. Планируется реконструкция школы. За пол-года ни муниципалитет, ни управление образования не издали ни одного распорядительного документа о дальнейшей судьбе учреждения и здания. Каков порядок действий директора школы в этой ситуации? И в случае выполнения работ по реконструкции здания, кто должен выступать ответственным заказчиком?\r\n\r\n\'Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru\'

Татьяна11.11.2021 17:38

Добрый день!

В Письме Минфина России от 01.04.2011 N 02-03-10/1338 (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QSBO&n=4224#06227577858543478 ) отмечается, что казенное учреждение может осуществлять мероприятия по организации размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг  - в том случае, если оно является уполномоченным органом по размещению заказов в соответствии пунктом 2 статьи 4пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Также казенное учреждение не вправе осуществлять функции государственного (муниципального) заказчика на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Как указывается в Письме данное право отсутствует у казенных учреждений не только в силу норм, содержащихся в Законе N 94-ФЗ, но и согласно иным нормативным правовым актам РФ в редакции Закона N 83-ФЗ.

Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.

Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов орган при этом вправе организовать размещение заказа для нужд бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, но подписать гражданско-правовой договор с победителем торгов вправе только руководитель (директор) бюджетного учреждения.

С учетом изложенного казенное учреждение может осуществлять функции заказчика при строительстве объектов, которые еще не переданы в оперативное управление бюджетным учреждениям.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП - Москва
№1 в рейтинге адвокатов России - top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна12.11.2021 06:52