Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Трудовой кодекс отдельно определяет порядок, по которому осуществляется установление и последующий расчет.


Категории работников учреждений государственного и муниципального уровня

В рамках трудового законодательства содержится отдельная статья, регламентирующая особенности осуществления расчета и последующей оплаты осуществления трудовых функций работниками учреждений государственного и муниципального уровня.

Согласно данному законодательному акту, работников, осуществляющих трудовую деятельность в учреждениях любого уровня, следует разграничивать от государственных гражданских служащих, осуществляющих свою трудовую деятельность в органах муниципальной власти.

Кроме того, данный правовой акт определяет перечень документов, которые регулируют процесс установления и последующего расчета заработной платы за труд сотрудников государственных и муниципальных органов.

К таким законодательным актам относятся следующие:

  • непосредственно сам Трудовой кодекс, в частности статьи 50 и 51;
  • специальный Законодательный акт о государственной гражданской службе;
  • законодательный акт о муниципальной службе.

Порядок, по которому осуществляется установление различных систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Трудовой кодекс отдельно определяет порядок, по которому осуществляется установление и последующий расчет новой системы оплаты трудовых функций, выполняемых работниками учреждений различного уровня.

В частности, согласно требованиям законодательных актов, при установлении данной системе и последующем расчете оплаты, действуют следующие обще-применяемые правила проведения такой процедуры:

  • обязательно требуется закрепление готовых систем начисления заработной платы работникам в коллективных договорах, заключаемых организацией, а также в принимаемых руководством нормативных актах локального уровня;
  • при установлении системы требуется принимать во внимание все существующие в трудовом законодательстве гарантии, которые закрепляются и регулируются в соответствующих законодательных актах федерального и регионального уровней;
  • непосредственно при проведении процедур по установлению систем оплаты проведение тарификации должно осуществляться в четком соответствии с требованиями, содержащимися в специальной Едином тарифно-квалификационном справочнике. Данный справочник содержит в себе исчерпывающую информацию по работам, должностям и профессиям.

Правила, установления систем оплаты труда работников учреждений государственного или муниципального уровня

Однако помимо вышеперечисленных основных правил, для указанной категории работников, осуществляющих свою деятельность в учреждениях муниципального и государственного уровня, устанавливаются разнообразные специальные требования.

Стоит отметить, что новые системы оплаты подобных работников должны устанавливаться в соответствии с законодательными актами федерального уровня, которые содержат в себе нормы, определяющие условия осуществления оплаты труда.

Соответственно, данные системы должны приниматься на определенном уровне.

Кроме того, отдельно стоит акцентировать внимание на том, что при разработке систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в обязательном порядке учитываются единые рекомендации, созданные и урегулированные Российской трехсторонней комиссией.

Также при составлении систем оплаты принимается во внимание мнение профсоюзных организаций, участвующих в регулировании деятельности работников того или иного предприятия. Стоит отметить, что объединения работодателей в бюджетной сфере стали создаваться относительно недавно.

Что представляют собой базовые оклады

В трудовом законодательстве устанавливается норма, согласно которой работники муниципальных и государственных учреждений могут рассчитывать на получение дополнительной гарантии – базового оклада и базовой ставки заработной платы, предусмотренной для каждой отдельной профессиональной квалификационной группы работников.

Соответственно, заработная плата, установленного для каждого отдельно взятого работника, отнесенного к конкретной профессиональной группе, не может быть ниже специально установленной в законодательных актах базовой величины.

Отдельно стоит отметить тот факт, что непосредственно при установлении базовых окладов обязательно учитывается различие, существующее между профессиональными квалификационными группами. Соответственно, на законодательном уровне устанавливаются обоснованные соотношения между размерами заработной платы отдельных групп профессий, принимая во внимание сложность выполняемого ими труда и прочих факторов.

Подобные базовые оклады устанавливаются Постановлениями Правительства.

В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти устанавливают перечень профессиональных квалификационных групп и отдельные критерии, по которым осуществляется отнесение профессий рабочих и отдельных должностей служащих. Помимо этого, федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть, осуществляет следующие функции:

  • выработку политики государственного уровня в сфере труда;
  • осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.

Постановлением Правительства устанавливаются базовые оклады и базовые ставки заработной платы, которые должны быть обеспечены:

если речь идет о работниках федеральных государственных учреждений, базовые оклады обеспечиваются за счет средств федерального бюджета; если речь идет о работниках, осуществляющих свою трудовую деятельность в государственных учреждениях субъектов государства, заработная плата выплачивается им из средств бюджетов субъектов Российской Федерации; если речь идет о работниках, осуществляющих свою трудовую деятельность в муниципальных учреждениях, оплата их трудовых функций должна осуществляться из средств местного бюджета.

Особенности процедуры установления системы оплаты труда работников учреждений муниципального и государственного уровня

На уровне трудового законодательства устанавливаются новые особенности осуществления становления и регулирования системы оплаты трудовой деятельности работников учреждений муниципального и государственного уровня.

Согласно требованиям кодекса, данные особенности в первую очередь предопределяют характер содержания определенных нормативно-правовых актов, среди которых:

  • коллективный договор;
  • соглашение;
  • нормативный акт локального уровня.

Трудовой кодекс отдельно выделяет учреждения бюджетной сферы, а также отдельные представительства работников. Особенности данных категорий выделяются, в первую очередь, при принятии новых вышеперечисленных источников, заключающих в себе нормы трудового законодательства. По большей части данные новые особенности связаны с предписаниями законодательных актов, в отличие от работодателей, относящихся к реальному сектору экономики.

В качестве примера можно привести необходимость соблюдения бюджетными учреждениями и представителями работников соответствующих норм, касающихся напрямую установления точных размеров оплаты трудовой деятельности работников и служащих.

При этом такие служащие должны относиться к определенным профессиональным квалификационным группам.

Подобная ситуация в обязательном порядке приводит к формализации не только непосредственно содержания систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, но и процесса осуществления заключения коллективного договора соглашения, относящейся к бюджетной сфере.

Автор статьи

Хухлынин Владислав Сергеевич - Юрист по трудовому праву
Юрист по трудовому праву

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Трудовое право, Семейное право, Корпоративные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по трудовому праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут