Одним из главных конституционных прав работника, дарованным ст. 37 Конституции РФ, является право на оплачиваемый отпуск ежегодно. Однако предусмотрена в трудовом законодательстве России и возможность сотруднику уйти в ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, обусловленную ст. 118 ТК РФ.
Производства, профессии и должности с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск
Добавочный период отпуска может быть предоставлен нескольким категориям сотрудников, что напрямую зависит от следующих обстоятельств:
- условия осуществления труда (см. ст. 117 ТК РФ);
- характер работы (ст. 118 ТК РФ);
- рабочий день без установленных норм (ст. 119 ТК РФ);
- природно-климатическая зона (ст. 321 ТК РФ).
На практике повышенный интерес у трудового коллектива вызывают две перечисленные выше статьи – 117 и 118 указанного НПА. Это связано с тем, что не все работодатели соблюдают нормы законодательства России, тем самым нарушая личностные права и интересы работников на предприятиях, где наблюдаются опасные, вредные или же особенные условия труда.
На сегодняшний день в ТК РФ выделяется два ключевых типа дополнительных отпусков, если существуют особые (вредные или же крайне опасные) условия труда (ст. 116):
- отпуск, положенный сотрудникам в соответствии с законодательством в сфере охраны трудовой деятельности в РФ и ФЗ;
- отпуск, предоставляемый работодателем, условия которого содержатся в локальных НПА, например, колдоговоре.
Если затрагивать тему, какие категории могут претендовать на отпуск, положенный дополнительно с сохранением оплаты, то ТК РФ имеет только бланкетную норму, которая отсылает читателя к Постановлению Правительства России под № 870.
В частности, данный нормативный документ предусматривает возможность не только дополнительного отпуска в течение календарного дня, но и обязывает работодателей повысить сотрудникам организаций, где существуют опасные условия труда, заработанную плату в 4 раза. Кроме того, подобные условия труда подразумевают сокращение продолжительности рабочей недели до 36 часов.
Минимальная продолжительность дополнительного отпуска за особый характер работы
Добавочный оплачиваемый отпускной период в течение календарного года, который доступен для рабочего коллектива в границах производства, где существуют вредные или же опасные условия труда, может быть предоставлен на различный временной период. От чего зависит минимальная и максимальная по времени продолжительность отпуска? Конечно же, от степени вредности и опасности труда сотрудников, а также стажа и занимаемой должности.
Перед тем как назвать конкретные цифры, которые отражают собой продолжительность отпуска, следует разобраться, какая работа может быть признана особой, то есть вредной или же опасной.
Если обратиться к Трудовому кодексу РФ, то из данного акта можно вывести следующую трудовую деятельность, которая признана особой:
- работа, которая проходит в гористой местности под землей;
- горные работы, которые осуществляются в открытых карьерах и разрезах;
- работа, которая протекает на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению;
- иные работы, которые могут нанести непоправимый вред сотрудникам в виду наличия условия в виде биологического, химического или любого другого заражения и пр.
Если перечисленные условия труда на предприятии имеют место быть, то в данном случае минимальная продолжительность ежегодного добавочного отпуска с сохранением финансовой платы будет равняться 7 календарным дням. Такой срок установлен в уже указанном нами Постановлении Правительства РФ под № 870.
Кроме того, на территории РФ могут быть применены и иные НПА (речь о которых будет вестись далее), в рамках которых также регламентирована минимальная продолжительность допотпусков для сотрудников организаций, где организованы особые условия для исполнения профессиональных обязанностей.
- для сотрудников ведомств и комитетов Минюста РФ, у которых предусмотрен рабочий день без определенной нормы, законодатель предусмотрел дополнительный отпуск, общей продолжительностью от 8 до 14 календарных дней в зависимости от занимаемой должности;
- работники, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в Фонде ОМС, могут претендовать на отпуск с сохранением оплаты, прибавляемый к основному, на срок от 6 (для водителей) до 14 суток (для руководства Фонда).
- Сотрудники, которые работают и проживают в районах Крайнего Севера, также могут претендовать на дополнительный отпуск, продолжительность которого будет равняться 21 календарному дню. В местностях, условия которых приравнены к Крайнему Северу, продолжительность дополнительного отдыха будет составлять 14 дней. В иных северных регионах – 7 суток.
При этом следует отметить, что право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска возникает в момент, когда предоставляется традиционный ежегодный отпуск.
Нормативные акты
Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков сотрудникам, которые трудятся в особых условиях, регламентируется достаточно большим количеством нормативно-правовых актов. По этой причине остановимся только на основных и ключевых из всего этого перечня:
- письмо Минтруда РФ от 30.06.1992 № 1358-ВК «О применении нормативных актов по льготам и компенсациям за вредные условия труда». Данный нормативно-правовой акт содержит в себе бланкетные нормы, в рамках которых определяются категории работников, которые могут претендовать на дополнительный отпуск в течение календарного года.
- Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС под № 298/П-22. Данный нормативный акт ввел в юридическую силу Список, в рамках которого обозначены все производственные цеха, технические профессии и официальные должности и пр., которые обязывают работодателя предоставлять сотрудникам, с занятостью в этих сферах, дополнительное время на отпуск.
- Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС под № 273/П-20. Указанный нормативно-правовой акт утверждает Инструкцию о регламенте применения в практической жизни указанного выше Списка.
- Постановление Правительства РФ под № 870. Данный нормативно-правовой акт играет главенствующую роль в рамках трудового законодательства. Это связано с тем, что в первую очередь законодатель отдает приоритет законам и иным НПА, которые были приняты в рамках РФ. Законодательство, которое было принято в СССР, хоть и имеет юридическую силу, но может быть применено только в тех ситуациях, когда указанные в них нормы не противоречат современному законодательству России.
Кроме того, трудовое законодательство допускает возможность принятия локальных НПА в рамках конкретных организаций. Подобные официальные документы могут содержать информацию об увеличении минимальной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска.
Такие решения принимает непосредственно руководитель предприятия, учитывая мнение Профсоюзной организации, а также трудового коллектива. Закрепляется подобное решение коллективными или же индивидуальными трудовыми соглашениями, Приказами или Уставом компании.
Учитывая информацию, написанную выше, приходим к выводу, что предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска на предприятиях с вредными, крайне опасными или же особыми условиями трудовой деятельности – прямая обязанность работодателя, которая должна соблюдаться всеми без исключения.