Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.
Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).
Как же создаются такие предприятия?
Порядок создания унитарного предприятия
Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?
Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.
На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.
Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.
Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).
Для чего создаются унитарные предприятия?
Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.
Они могут открываться в следующих случаях:
- Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
- Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
- Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
- При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
- Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
- При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.
Как оформляется решение о создании УП?
Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.
При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.
Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).
Остальные требования носят стандартный характер:
- Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
- Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
- Информация о назначении руководителя.
Что должен содержать устав предприятия?
Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:
- фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
- данные о месте нахождения (населенный пункт);
- сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
- информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
- наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
- список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
- информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
- о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
- Другие, специально предусмотренные законом требования.
Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.
Уставный фонд унитарного предприятия
Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.
Формирование уставного фонда УП
Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.
Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.
Операции с уставным фондом УП
Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.
Увеличение
Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:
- На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
- Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
- Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
- Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
- Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.
Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.
Уменьшение
Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:
- Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
- Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.
Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.
Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:
- в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
- в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».
Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.
Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.