Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Сделки и сроки » Принятие решения собрания

Принятие решения собрания

Основные требования для признания легитимности принимаемых общим собранием решений, понятие и соблюдение принципа «простого» большинства голосов.


Основные требования для признания легитимности принимаемых общим собранием решений

Принятие общим собранием участников общества решения регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно положениям, устанавливаются общие правила, которые регулируют особенности принятия решений и признания таких решений легитимными.

Основные требования, которые касаются принятия решений, базируются на таких требованиях:

  • Необходимо наличие кворума для принятия решений собранием.
  • Требуется соблюдение правила голосования путем «простого» большинства голосов.

Важное требование – наличие определенной компетенции собрания, которая позволяет принимать решение по конкретным вопросам. Решение собрания, принятое в обход компетенции или повестки дня, может быть по обращению одного из участников признано недействительным по причине оспоримости.

Диспозитивность правила в части соблюдения установленных арифметических критериев по голосованию и кворуму

Диспозитивность – один из базовых принципов, на котором основано гражданское законодательство.

Согласно положениям закона, данный принцип закрепляет право лиц, участвующих в правоотношениях, самостоятельно распоряжаться своими правами и специальными средствами, которые помогают эти права защищать.

В рамках тематики, диспозитивность следует рассматривать в контексте правила, предписывающего соблюдать нормы кворума, голосования. Статьи, устанавливающие общие требования к проведению собраний, должны быть соблюдены, если нормы права не устанавливают иное.

Нормы, относительно кворума, требуют наличия на собрании, как минимум, половины общего числа участников собрания. Если кворума нет, решения могут быть признаны недействительными, поскольку они приняты способом, нарушающим права участников сообщества.

Понятие и соблюдение принципа «простого» большинства голосов

Принцип «простого» большинства голосов требует наличия во время голосования при принятии решений по конкретному вопросу арифметического большинства голосов. Голосование может проводиться заочным или очным способом.

Особенности принятия решений могут быть связаны со спецификой деятельности организации, которая проводит собрание.

Возможность заочного голосования по принимаемым решениям

Заочное голосование по определенным вопросам возможно, но должно быть заранее определено – еще до начала собрания. Данная форма голосования требует принятия решений не прямым голосованием на собрании, а путем опроса участников сообщества.

Основной формой является очный способ голосования.

Понятие и функции повестки дня общего собрания, ее содержание

Повестка дня – перечень проблем, которые обсуждаются на собрании. По данным пунктам проводится голосование с целью принятия решений.

  • Перечень должен быть заранее известен членам собрания;
  • Повестка дня не может касаться вопросов за пределами компетенции собрания;
  • Перечень не может меняться в ходе собрания;
  • Все позиции повестки дня должны быть рассмотрены в ходе голосования;
  • Проблемы, вынесенные на рассмотрение, не могут противоречить нормам права и нравственности;
  • Пункты повестки дня – возможность заранее рассмотреть, какие проблемы будут обсуждаться, оценить степень интереса в обсуждении проблем;
  • Все решения должны быть по факту голосования отражены в протоколе собрания.

Главная функция повестки дня – защита прав участников сообщества законным способом.

Требования к формированию повестки дня и ознакомления с ее содержанием

Повестка дня – перечень проблем и вопросов, которые выносятся на рассмотрение собранием предприятия. Все решения должны быть приняты, согласно повестке дня и компетентности собрания. Игнорирование данного постановления путем принятия решений, выходящих за рамки повестки дня, может иметь правовые последствия в виде признания недействительности решений. Исключение может быть в случае, если следующее собрание признает и подтверждает итоги, независимо от того, входили ли они в повестку дня.

Перечень вопросов, требующих рассмотрения, или повестка дня представляет собой:

  • Обеспечение прав участников собрания;
  • Возможность информированности всех членов собрания о проблемах, которые будут обсуждаться.

Повестка дня дает возможность участникам заранее ознакомиться с вопросами, вынесенными на обсуждение, выработать свою позицию, относительно данных проблем, оценить правомерность перечня позиций. Также ознакомление позволяет понять, насколько заинтересовано лицо в принятии решения относительно конкретной позиции в повестке дня.

Например, участник не имеет личного интереса в принятии решений, поэтому может передать полномочия в голосовании путем выдачи доверенности. Таким образом, повестка дня должна быть обязательно сформирована до собрания, а информация и перечень позиций, вынесенных для обсуждения, необходимо передать участникам сообщества.

Формирование повестки дня осуществляется, согласно нормам законодательства.

Представлен ряд требований, относительно составления данного перечня. Главный пункт – сообщество не может менять повестку дня в ходе собрания или выходить в своих решениях за ее пределы. Это может послужить основанием для признания решений, которые находятся вне принятого перечня, недействительными.

Например, вопрос, рассматриваемый вне повестки дня, касался интересов одного или нескольких участников, но, по причине отсутствия подготовленности и информированности, они не были готовы к обсуждению, что нарушает их права.

Голосование по вопросам, включенным в повестку дня

  • В ходе голосования, необходимо рассмотреть все позиции повестки дня;
  • Каждый пункт рассматривает отдельно;
  • Допускается возможность голосования списком, но только при условии единогласного принятия решения – это не всегда возможно;
  • На голосование выносятся вопросы, которые лежат в компетенции собрания;
  • Изменение повестки дня в ходе голосования противоречит нормам права.

Необходимость обязательного оформления решений собрания путем письменного составления протокола

Протокол – основной документ, который должен подтверждать в письменной форме решения собрания членов сообщества. Обязательность составления такого документа и правила его оформления изложены в положениях законодательства.

  • Все решения необходимо отразить в протоколе;
  • Документ должен быть составлен правильно – неверное оформление делает решения оспоримыми, что может стать основанием для признания их недействительности;
  • Если голосование проводится очно, протокол подписывают председатель и секретарь, если заочно – указываются данные о лицах, которые голосовали;
  • В документе должны быть изложены результаты голосования, относительно всех позиций повестки дня.

Заполнение протокола при очном и заочном голосовании имеет индивидуальные особенности.

Вопрос-ответ

Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.