Основные направления государственной политики в области охраны труда
Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 938-82-06
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основные направления государственной политики в области охраны труда

Одной из главных задач государства является контроль за тем, чтобы права граждан были максимально защищены во всех сферах.


Содержание

Направления и принципы государственной политики в области охраны труда

Основные направления государственной политики в области охраны труда

В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  •  Принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  •  Государственное управление охраной труда;
  •  Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  •  Государственная экспертиза условий труда;
  • Установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  •  Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  •  Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
  •  Координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  •  Распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  •  Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  •  Подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
  •  Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  •  Обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  •  Международное сотрудничество в области охраны труда;
  •  Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  •  Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Именно слаженные, согласованные действия всех ветвей власти на всех уровнях и сторон трудовых отношений по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда дают наибольший эффект по созданию безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах работников.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

  • Направленность деятельности всей системы управления охраной труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • Обеспечение гарантий прав работников на охрану труда;
  • Научная обоснованность требований, предъявляемых к охране труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по охране труда;
  • Планирование мероприятий по охране труда и их обязательное финансирование на всех уровнях управления;
  • Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Методы государственного регулирования в области охраны труда

К основным методам государственного регулирования в сфере охраны труда и безопасности производства относятся:

  1. Административные
  2. Социально-психологические
  • Административные методы подразделяют на экономические (налоги, тарифы) и технические (сертификация, лицензирование, аккредитация и аттестация).
  • Социально-психологические методы включают в себя: проведение конкурсов, присвоение званий, поощрение различного рода наградами и пр.
  • Административно-технические методы государственного регулирования в области охраны труда:

Сертификация (от франц. sertifical – удостоверяющий документ) – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям правил или условиям договоров (ст. 2 Закона о техническом регулировании).

Сертификат соответствия организации работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

Лицензирование (от лат. licentia – свобода, право, разрешение) – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государ- ства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ст. 2 и 3 Федерального закона от «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Аккредитация (от лат. accredo – доверяю) официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (ст. 2 Закона о техническом регулировании).

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н и включает в себя:

  •  Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.
  • Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

Аттестация (от лат. attestation – свидетельство) – определение квалификации работника, уровня его знаний и умений. Аттестация в области охраны труда и безопасности производства осуществляется в виде проверки знаний требований охраны труда.

Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда в соответствии со ст. 216 Трудового кодекса РФ осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами мнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной а могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Функции Правительства РФ в области охраны труда

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

  • обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
  • разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнен нем;
  • устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также порядок организации проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
  • устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
  • обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
  •  координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда;
  • организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Функции Министерства труда и социальной защиты РФ в области охраны труда

Полномочия Минтруда России по государственному управлению охраной труда детализированы в постановлении Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».

Министерство труда и социальной защиты РФ в области охраны труда выполняет следующие функции:

  • осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;
  • разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;
  • представляет в Правительство РФ ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
  • разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;
  • разрабатывает и вносит предложения по развитию и совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • осуществляет организационно-методическое руководство государственной экспертизой условий труда РФ, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;
  • организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти по труду субъектов РФ сертификацию работ по охране труда в организациях;
  • разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • осуществляет аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачу в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирование;
  • осуществляет рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда;
  • осуществляет ведение Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда;
  • формирует и ведет реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
  • формирует и ведет реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
  • осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости;
  • осуществляет руководство и контроль деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

  • обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
  • организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим па производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
  • осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение специальной оценки условий труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на поведение федерального государственною надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Проведения государственной экспертизы условий труда осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Цели государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  1. Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  2. Правильности предоставления работниками компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. Соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  4. Фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Основания проведения государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

  • определений судебных органов;
  • обращений органов исполнительной власти;
  • обращений работодателей, объединений работодателей;
  • обращений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • обращений органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, то органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо органов организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Права лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
  • запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
  • проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными норматив-ными актами Российской Федерации.

Обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

  • составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполни тельной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
  • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы;
  • обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных для осуществления экспертизы.

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) выступает страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Права и обязанности ФСС РФ как страховщика изложены в ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

Права Фонда социального страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования вправе:

  • Устанавливать страхователям (работодателям) в порядке, определяемом Правительством РФ, надбавки и скидки к страховому тарифу (ставке страхового взноса, исчисленной исходя из сумм выплат и иных Вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных (работников) по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемым в базу для начисления страховых взносов);
  • Участвовать в расследовании страховых случаев (несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации;
  • Направлять застрахованного в государственное учреждение медико- социальной экспертизы на освидетельствование или переосвидетельствование;
  • Проверять информацию о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы;
  • Взаимодействовать с государственной инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, профсоюзными, а также иными уполномоченным и застрахованными органами по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Давать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев;
  • Защищать свои права и законные интересы, а также права и законные интересы застрахованных, в том числе в суде.

Обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования обязан:

  • Своевременно регистрировать страхователей (работодателей);
  • Осуществлять сбор страховых взносов;
  • Своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и в сроки, которые установлены законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;
  • Осуществлять обеспечение по страхованию лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • Обеспечивать учет использования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • Контролировать деятельность страхователя по исполнению им обязанностей, предусмотренных статьями 17 и 19 Закона № 125-ФЗ;
  • Разъяснять застрахованным и страхователям их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • Аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя;
  • Осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида социального страхования, в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
  • Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат;
  • Направлять в территориальные фонды обязательного медицинского страхования сведения о принятом решении об оплате расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме и в порядке, которые утверждены страховщиком по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;
  • Получать с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), если указанные документы не представлены застрахованным или страхователем по собственной инициативе.

Контроль и координация деятельности Фонда социального страхования Российской

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» ФСС России является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Председатель фонда и его заместитель назначаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» Фонд социального страхования Российской Федерации находится в ведении Минтруда России, который осуществляет координацию и контроль деятельности Фонда.

Структура Фонда социального страхования Российской федерации

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

  1. Региональные отделения, которые управляют средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации.
  2. Центральные отраслевые отделения, которые управляют средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства.
  3. Филиалы отделений, которые создаются региональными и центральными отраслевыми отделениями по согласованию с председателем Фонда.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут