Направление средств на снос или реконструкцию многоквартирного дома
Статьей 184 ЖК России определено, что если многоквартирный дом (МКД) признан аварийным и таким, который подлежит сносу или реконструкции, региональным оператором (РО) должны быть направлены средства из фонда капремонта для выполнения этих действий.
Этот процесс осуществляется согласно со статьей 32 ЖК и на основании принятого решения владельцами жилья, расположенного в этом МКД в порядке, который установлен нормативными актами субъектов России.
Направление средств юрлицу или предпринимателю (ИП), который нанят для проведения работ по сносу/реконструкции, осуществляется РО на основе следующей документации:
- протокола высшего органа, который содержит решения о сносе/реконструкции МКД, об использовании средств фонда для этих целей, о выборе исполнителя работ и термине их проведения, объеме и стоимости работ согласно сметы;
- документа, который удостоверяет личность физического лица, учредительная документация юрлица;
- акта обследования помещений (если есть);
- заключения, выданного межведомственной комиссией, согласно которому МКД признан аварийным;
- решения органа госвласти или местного самоуправления о признании дома аварийным;
- контракта о выполнении работ по сносу или реконструкции МКД;
- акта приема выполненных работ и справка об их стоимости по установленной форме;
- документации, которая подтверждает, что юрлицо или предприниматель имеют право выполнять соответствующие работы.
Данные документы следует заверить нотариально или же вместе с их копиями необходимо предоставить оригиналы, которые возвращаются после проведения сверки и заверения копий.
Когда на средства фонда капремонта нельзя снести или реконструировать МКД
В предоставлении средств фонда капитального ремонта для сноса или реконструкции МКД может быть отказано в случае:
- непредоставления определенных документов или не полное их предоставление;
- подачи заявления с прилагаемой документацией лицом, которое не имеет полномочий для осуществления подобных действий;
- выявления в поданных документах недостоверной информации.
После того, как вышеперечисленные основания устранены заявитель имеет право повторно обратиться к региональному оператору. Отказ РО может быть обжалован владельцами помещений.
В случае принятия положительного решения РО в течение 7 дней направляет средства фонда капитального ремонта для сноса или проведения реконструкции МКД.
Выплата средств фонда владельцам помещений МКД в связи с изъятием его земельного участка
Если земельный участок изымается для нужд государственного или муниципального уровня, а на нем расположен МКД, это приведет к изъятию всех жилых помещений этого дома. В таком случае региональный оператор осуществляет возврат средств фонда капитального ремонта владельцам такого жилья. Выплаты производятся пропорционально размеру уплаченного каждым взноса. К тому же за владельцами сохраняется право на получение выкупной цены за жилье, которое изымается и другие права, закрепленные статьей 32 ЖК России.
В случае если фонд формировался на счетах регионального оператора, собственники помещений должны подать ему на рассмотрение следующий перечень документов:
- заявление об осуществлении выплаты средств, в котором указаны банковские реквизиты;
- копию удостоверяющего личность документа владельца или его официального представителя;
- копию документа, который подтверждает наличие собственнических прав на помещение, которое будет изъято;
- копию решения соответствующего органа власти об изъятии участка земли.
При оформлении документов должны учитываться нормы российского законодательства, в них не может быть опечаток и исправлений, документы должны быть нотариально заверены. Если документы не предоставлены в полном объеме или предоставлены с нарушением требования, средства собственнику перечислены не будут.
Если фонд формируется на спецсчете, лицо, на чье имя открыт такой счет, дает соответствующее указание банковскому учреждению о произведении выплаты средств, основанием для этого является предоставление следующих документов:
- заявление по установленной форме;
- копия паспорта владельца жилья или его официального представителя, о чем есть нотариально заверенный документ, подтверждающий полномочия;
- копия свидетельства о наличии собственнических прав на жилище, которые подлежит изъятию;
- копия решения соответствующей властной структуры об изъятии земли.
При предоставлении неполного пакета документов или недостоверной информации собственник не получит средства со спецсчета, о чем он будет уведомлен в письменной форме.