Двойственное положение гражданина, в отношении которого нет информации о месте его пребывания, толкает на то, чтобы заинтересованные лица обратились в судебные органы для решения вопроса конкретизации статуса такого лица.
А сама двоякость положения проявляется в том, что гражданин, с одной стороны имеет права и обязанности, теоретически является субъектом определенных правоотношений, с другой – не пользуется своими правами, а также не выполняет обязательства. Ситуация, связанная с ним, находится как бы в подвешенном состоянии.
Возникает необходимость признать такого человека безвестно отсутствующим через суд.
Основания и порядок принятия такого решения предусмотрен законодательством.
Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
Признание человека безвестно отсутствующим призвано защищать права и интересы, как его самого, так и других. В первом случае это могут быть кредиторы человека, место жительства которого неизвестно долгое время, или же его родные, которые не могут воспользоваться льготами до тех пор, пока такой гражданин формально не изменил свой статус.
Для самого гражданина установление такого факта имеет ряд положительных моментов: движимое и недвижимое имущество передается в доверительное управление иному лицу. Таким образом, минимизируется риск его потери (кражи, разрушения прочее).
Наличие решения суда для такого человека имеет довольно серьезные последствия, связанные с реализацией прав и выполнением обязанностей.
Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина
На основании решения суда орган опеки и попечительства назначает того, кто будет управлять имуществом безвестно отсутствующего. В юриспруденции данные действия называются доверительное управление имуществом. В связи с этим важно учесть некоторые моменты:
- назначение доверительного управляющего происходит не только при наличии решения суда, но и до этого. В каждом конкретном случае необходимость таких действий определяется индивидуально;
- доверительным управляющим может быть назначен как индивидуальный предприниматель (коммерческая организация), так и лица из числа близкого окружения человека, признанного безвестно отсутствующим;
- орган опеки и попечительства может назначать такое лицо на временной или на постоянной основе (посредством пролонгации временного договора);
- доверительный управляющий назначается только с его согласия с обязательным заключением письменного соглашения;
- все сделки, заключенным таким лицом, должны быть совершены только в интересах собственника имущества, а сам доверительный управляющий не может получать иную выгоду от сделок, кроме как вознаграждение, предусмотренное договором;
- за счет имущественной массы погашаются долги и выделяются средства на содержание лиц, имеющих на это право;
- право собственности от лица, признанного безвестно отсутствующим, не переходит доверительному управляющему. Здесь заложена реализация принципа возвратности;
Порядок прекращения трудового договора с безвестно отсутствующим гражданином
Если гражданин имел трудовые правоотношения с предприятием, учреждением, организацией или в качестве наемного работника у индивидуального предпринимателя, после признания его судом безвестно отсутствующим возникает необходимость в разрыве (прекращении) таких отношений. Возможность урегулировать данный вопрос предусмотрен статьей 83 ТК РФ.
Порядок следующий:
- администрация учреждения, в котором работало данное лицо, издает приказ о прекращении трудового договора, согласно указанной выше статьи. Правовые основания – решение, принятое судом;
- кадровая служба администрации делает соответствующую запись в трудовую книжку этого человека. С момента издания приказа (в случае, если его не обжаловали) занимаемая должность лица, который признан безвестно отсутствующий, вакантна;
- бухгалтерия делает окончательный расчет. По мнению автора, остаточные зарплатные средства, накопившиеся на счету такого лица, имеет право получить доверительный управляющий на основании договора доверительного управления, если в таком соглашении указаны данные средства, входящие в имущественную массу. Иными словами, администрация-работодатель обязана произвести полный расчет, а не затягивать этот процесс, мотивируя отсутствием такого гражданина.
Порядок расторжения брака с гражданином, признанным безвестно отсутствующим
Если один из супругов был признан судом безвестно отсутствующим, второй, имея на руках решение суда по данному вопросу, имеет право обратиться в органы ЗАГСа для получения свидетельства о расторжении брака. Это происходит по заявлению вне зависимости от наличия несовершеннолетних детей.
Вместе с заявлением подаются документ, который удостоверяет личность заявителя и принятое судом решение.
Кроме того, расторгнутый брак можно восстановить вне судебного порядка, если супруг (супруга) лица, признанного безвестно отсутствующим, не вступили в повторный брак.
Исключение из списков состава воинской части безвестно отсутствующего гражданина
Если человек, которого признали безвестно отсутствующим, был военнослужащим, его исключают из списков состава в/части после дня вступления в законную силу решения суда по этому поводу.
Естественно, некоторые пункты требования законодательства при исключении объективно не могут, и не должны выполняться, например, продовольственное или вещевое обеспечение.
Данный приказ (выписка) направляется по месту регистрации (проживания) такого лица в местный военный комиссариат для упорядочения картотеки.
Следует отметить, что последствия признания гражданина безвестно отсутствующим во многих случаях вполне обратимы.
Например, в случае его появления, он может подать заявление в суд об отмене вышеуказанного решения. На основании такого решения отменяется управление его имуществом, возможно восстановление расторгнутого брака, кроме случаев, описанных выше.
Но, если, например, сделки доверительным управляющим совершены в интересах выгодоприобретателя, вряд ли можно отменить их, если отсутствуют серьезные юридические основания.