Понятие комплексных кадастровых работ
Законодательство относит к понятию комплексных кадастровых работ работы, которые выполняемые единовременно в отношении всех участков земли, находящихся на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких соседних кадастровых кварталов.
Для целей комплексных кадастровых работ инженеры выполняют работы не в отношении отдельно взятого участка (участков), а на обширных территориях – кадастровых кварталах. Перечень кадастровых кварталов определен в градостроительных планах, планах застройки территорий.
Объектом комплексных кадастровых работ в данном случае выступают, прежде всего, участки земли, сведения в кадастре о которых не соответствуют описанию места расположения их границ. Перечень таких участков формируют органы власти субъекта РФ или уполномоченные местные органы власти муниципальных районов (городских округов), которые и осуществляют размещение государственного (муниципального) заказа для проведения комплексных кадастровых работ, а также контролируют процесс проведения работ и принимают результат выполненного заказа.
Также при ККР осуществляется кадастровый учет участков земли, подлежащих землеобразованию в соответствии с проектом межевания территории, и имущественных комплексов, права на которые были оформлены ранее.
Главной особенностью комплексных кадастровых работ является масштаб их проведения. Кадастровым инженерам приходится работать не с конкретно определенным участком земли, а учитывать месторасположение целого комплекса территорий в рамках кадастровых кварталов.
Одной из основных особенностей проведения ККР является конечный результат. Если кадастровый учет призван, прежде всего, установить кадастровую стоимость участка земли, то при проведении комплексных кадастровых работ формируется план-карта территории. Этот документ является одним из основных в градостроительной деятельности.
Порядок проведения комплексных кадастровых работ
Выполнение ККР отнесено законодательством к ведению субъектов РФ и органов местной власти. В рамках своих полномочий органы МСУ и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют перечень работ для проведения массового кадастрового учета и оформляют техническое задание с описанием конкретных характеристик кадастровых кварталов, подлежащих комплексным кадастровым работам. После подготовки технического задания уполномоченный орган производит размещение заказа на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе».
Выбор исполнителя работ осуществляется на условиях публичности. Участвовать в конкурсе может любой субъект, отвечающий требованиям, изложенным в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости». Победитель конкурса подписывает контракт с заказчиком, который определяет объем выполняемой работы, характеристики объектов комплексных кадастровых работ, условия их оплаты, а также порядок приемки заказчиком результата работы.
Выполнение ККР в рамках государственного (муниципального) заказа осуществляется кадастровыми инженерами любого вида кадастровой деятельности (индивидуальные предприниматели или наемные работники), имеющими квалификационный аттестат. Срок выполнения работ устанавливается в техническом задании государственного (муниципального) заказа и не может превышать 7 месяцев с даты подписания контракта.
Основными этапами ККР являются:
- 1) разработка проекта карты-плана территории;
- 2) согласование границ земельных участков;
- 3) утверждение подготовленной карты-плана заказчиком;
- 4) предоставление карты-плана в органы, уполномоченные на проведение кадастрового учета.
Методы проведения комплексных кадастровых работ
Выполнение комплексных кадастровых работ осуществляется масштабным способом с использованием всех доступных методов кадастрового учета. Проведение работ выполняется как на территории кадастрового квартала с применением средств геодезического обследования, так и путем обработки данных для формирования конечного результата.
По итогам выполнения комплексных кадастровых работ кадастровый инженер представляет заказчику результат работы, который оформляется в итоговый акт о приеме работ. Итоговым результатом комплексных кадастровых работ является обеспечение подготовки карты-плана территории, которая является универсальным документом для целей землепользования, планирования и зонирования территорий, а также для других градостроительных целей, определенных законодательством.
Финансирование комплексных кадастровых работ
Так как проведение комплексных кадастровых работ отнесено к полномочиям субъектов РФ и органов МСУ, финансирование проведения работ осуществляется из соответствующих бюджетов. Государство принимает участие в финансировании комплексных кадастровых работ путем предоставления субсидий и субвенций в бюджеты субъектов РФ для дальнейшего распределения средств в бюджеты муниципальных образований.
Так как основным видом финансирования является оплата работ в рамках государственного (муниципального) заказа, исполнитель имеет право на получение полной оплаты выполненных комплексных кадастровых работ только после подписания итогового акта и принятия результата работ.
Контроль за надлежащим расходованием средств бюджетов всех уровней осуществляют контрольно-ревизионные комиссии соответствующего органа власти, а также Федеральная антимонопольная служба и правоохранительные органы.
Нормативные регулирование комплексных кадастровых работ
Нормативное регулирование проведения комплексных кадастровых работ осуществляется в рамках Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Порядок выделения средств на проведение комплексных кадастровых работ из бюджетов различных уровней регулируется положениями Бюджетного кодекса РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные органы местной власти вправе принимать на своем уровне иные нормативные акты в сфере кадастрового учета, не противоречащие федеральному законодательству. Тем не менее, они не вправе регулировать единый процесс проведения кадастрового учета и. в том числе, выполнение комплексных кадастровых работ.