Выделяют государственную и общественную экологическую экспертизу. Инициатором первой выступает государство в лице органов исполнительной власти на различных уровнях власти. Инициатором общественной экспертизы может стать любой гражданин или общественная организация, органы местного самоуправления, основным видом деятельности которых, согласно уставу, является охрана окружающей среды и разработка мер по улучшению безопасности.
По итогам исследования, независимо от его инициатора, эксперт составляет заключение, которое может быть положительным или отрицательным. Свою юридическую силу оно приобретает в тот момент, когда оно согласовывается с компетентным органом государственной власти или субъекта федерации.
Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 23. 11. 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а также нормативными документами органов власти субъектов РФ.
Объекты государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза осуществляется органами государственной власти. Она подразделяется на федеральную, производимую Росприроднадзором и его отделениями на местах, и региональную, реализуемую органами исполнительной власти на региональном уровне. Цель исследования - предотвращение негативного воздействия на окружающую среду последствий человеческой деятельности. Срок проведения – не более 3 месяцев.
Объекты федеральной экологической экспертизы
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня выступают:
1. Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области защиты окружающей среды. Эта документация разрабатывается и утверждается на федеральном уровне, то есть Правительством РФ, различными министерствами и ведомствами для оптимизации мер безопасности.
2. Проекты целевых программ федерального уровня. Они предусматривают строительство и эксплуатацию таких хозяйствующих субъектов, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую природу.
3. Проекты соглашений о разделе продукции. Данный вид соглашений заключает в себе все необходимые условия раздела произведённой продукции между сторонами, а также порядок пользования недрами, порядок добычи и разработки полезных ископаемых.
4. Материалы, которые предназначены для обоснования лицензий на осуществление тех видов деятельности, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.
5. Техническая документация на технику или оборудование, использование которых может повредить безопасности окружающей природы и среды.
6. Исследование земельных участков, которые имеют статус особых охраняемых природных зон федерального значения.
7. Все виды деятельности, проводимые на континентальном шельфе.
8. Объекты недвижимости, строительство которых предполагается в национальных парках, заповедниках или природоохранных зонах.
9. Проектная документация объектов, которые используются для размещения отходов различной степени опасности. В этот перечень входит документация на строительство объектов, которые занимаются обезвреживанием и размещением таких отходов, то есть обеспечивают безопасность для природы.
10. Документация на искусственные земельные участки, которые будут размещены на государственных водных объектах.
Экспертизе в обязательном порядке подлежат все объекты, строительство и реализация которых может повлечь за собой последствия для безопасности природы. Без положительного заключения государственной экспертизы объект недвижимости не будет реализован и профинансирован. Например, не будет возможности осуществить возведение многоквартирного дома.
Объекты региональной экологической экспертизы
Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня выступают:
1. Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области разработки мер безопасности для окружающей среды, которые разрабатываются и утверждаются на региональном уровне, то есть властью субъектов федерации.
2. Проекты целевых программ регионального уровня. Они предусматривают строительство и эксплуатацию хозяйствующих субъектов, которые могут нарушить безопасность окружающей природы.
3. Техническая документация на земельные участки, которые имеют статус региональных природоохранных территорий. Проводится проверка документации, которая обосновывает придание этим землям такого статуса.
4. Проектная документация объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять на этих земельных участках.
5. Другие объекты строительства и хозяйственной деятельности, которые ранее уже получали положительное заключение, однако:
- Дорабатывались по перечню дополнений из заключения экологической экспертизы;
- Были реализованы с отступлениями от положений документации, которая получила положительное заключение экспертизы;
- Срок действия положительного заключения истёк;
- Документация, имеющая положительное заключение, была изменена.
Объекты общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза может быть проведена как в государственных экспертных бюро, так и у частных специалистов. Главное условие – эксперт или экспертное учреждение должен иметь соответствующий документ, разрешающий ему проведение такой экспертизы.
Объекты общественной экологической экспертизы – это:
1. Все объекты строительства и реконструкции на государственных землях и участках;
2. Техника и оборудование;
3. Проектная и техническая документация на объекты, которые предполагается размещать на земельных участках в природоохранных зонах;
4. Методическая и нормативная документация;
5. Материалы на объекты земельных участков, которые признаны национальными парками, заповедными и природоохранными зонами;
6. Другие объекты, которые относятся к перечню объектов государственной экспертизы.
Исключением являются те объекты, которые составляют государственную, коммерческую или иную тайну, которая охраняется законом.