Земельные участки на территории РФ могут принадлежать как юридическим лицам, так и физическим на основании права собственности. В соответствии с ЗК РФ, а также иными смежными отраслевыми законодательными актами, на собственников накладываются не только права по использованию земельного надела, но и конкретные обязанности, нарушение которых может привести к негативным санкциям со стороны государства.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков. Обязанности данных лиц по использованию земельных участков
Кто же является собственниками земельных участков в соответствии с земельным законодательством? Это лица, которые в законодательном порядке наделены юридическим правом распоряжаться, владеть и использовать почвы по своему усмотрению. Иными словами, это лица, которые произвели оформление земельного надела в частную собственность. При этом права за собственниками закреплены ст. 25 ЗК РФ.
Однако, как показывает практика, многие лица начинают игнорировать свои обязанности, которые прописаны в законодательстве и вытекают из прав. А это может привести к тому, что произойдет отчуждение земельного участка в пользу государства. Поэтому каждый владелец земли должен быть в курсе, какие обязанности на него возлагает законодатель.
Итак, обязанности собственников и лиц, которые используют участки земли не на праве собственности, прописаны в ст. 42 ЗК РФ и включают в себя следующий перечень:
- использование земельного участка должно происходить только в полном соответствии с целевым назначением;
- если на территории участка установлены геодезические или межевые знаки, то за собственником закреплены обязанности по их сохранению;
- владелец земли должен воплощать на практике необходимые мероприятия по охране земель, в том числе соблюдать меры, направленные на пожарную безопасность;
- освоение почвы должно осуществляться своевременно, если подобное условие использования надела предусмотрено соглашением сторон;
- со стороны собственника или лица, которое осуществляет использование участка на основании иного права, должно быть гарантировано своевременное внесение платежей;
- во время использования земель, являющихся частной или же государственной собственностью, должны быть соблюдены все законодательные требования и нормативы, прописанные в градостроительном, санитарном, пожарном, техническом регламентах;
- использование земельного участка не должно сопровождаться его загрязнением, ухудшением плодородного слоя почвы, деградацией и прочими негативными последствиями.
Кроме того, предусмотрены обязанности со стороны собственников и иных лиц, которые прописаны в смежных законодательных сферах.
Использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением
Использование почвы в соответствии с их целевым назначением признается одной из главных обязанностей граждан. При этом эксплуатация почвы должна происходить только разрешенными способами, которые закрепляются законодательством РФ, в точном соответствии с категорией надела.
Если говорить о классификации земель по определенным категориям их целевого назначения, то этот перечень зафиксирован в ст. 7 указанного Кодекса.
В частности, в статье выделяется семь основных территориальных категорий, которые могут эксплуатироваться лицами только в соответствии с их целевым назначением. Если субъекту правоотношений необходимо использование земли в других целях, то он должен осуществить процедуру перевода.
В том случае если со стороны контролирующих органов будет выявлен факт использования земель не по их целевому назначению, то нарушителя могут привлечь к административной ответственности, в соответствии со ст. 74 ЗК РФ и КоАП.
Сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках. Закрепление на местности геодезической сети
Другая обязанность, которая распространяется как на собственников земельного участка, так и лиц, не являющихся владельцами участков, – это сохранение специальных знаков, которые размещаются на конкретной территории. Это обязательство прописано в ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, нормативная база, регулирующая данный вопрос, дополняется и иными актами, действующими на территории России. В частности, Федеральный закон РФ № 209 фиксирует, что лицо, которое повредило специальный знак, должно сообщить о случившемся в уполномоченный орган, а также предоставить доступ к месту, где он располагается.
В соответствии с КоАП РФ, а именно статьей 7.2, на лицо, которое допустило негативное воздействие, то есть повредило специальный знак, может быть наложен штраф. Размер штрафа при этом варьируется в пределах от 300 до 500 рублей.
Если несоблюдение обязанности зафиксировано со стороны должностных лиц, то штраф увеличивается от 500 до 1000 рублей. В случае с юридическим лицом размер штрафа составит 5000 – 10000 рублей.
Осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов. Недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий
В соответствии с нормами земельного права и законодательства каждый гражданин должен осуществлять определенные меры, направленные на защиту земель от негативных факторов воздействия. В частности, ст. 12 ЗК РФ гласит, что использование земельного участка должно происходить с сохранением их экологических систем, способности к плодоношению (что касается сельскохозяйственных и лесных почв).
Безусловно, со стороны государственных органов разрабатываются и принимаются программы, основной их целью при этом считается охрана земельных территорий. В частности, проводятся различные мероприятия, которые позволяют оценить истинное их состояние. Например, власти прибегают к экологической экспертизе, которая направлена на выявление деградации, опустошения, загрязнения и захламления земельного надела.
Однако инициатива по охране земель должна исходить и от самих граждан, чьи права и обязанности закреплены ЗК РФ. В частности, лицам запрещается использовать новейшие технологии, которые направлены на увеличение плодородия почвы с целью получения большего урожая. Ведь это приведет к деградации участка, что обусловит необходимость изменения его правового режима использования.
Негативное воздействие, которое может быть вызвано действиями арендатора или собственника в процессе эксплуатации земли, может обусловить необходимость изъятия территории из оборота. В данном случае речь идет о консервации земель, например, что произошло после аварии на Чернобыльской АЭС.
Именно поэтому ст. 13 ЗК РФ закрепляет охранные мероприятия, которые позволяют снизить или же полностью устранить отрицательное воздействие на земельные участки. К таковым можно отнести:
- сохранение плодородности верхнего слоя земли;
- недопущение захламления территории и запрет на любое другое отрицательное воздействие, которое может привести к деградации надела;
- препятствие осушению или, наоборот, заболачиванию почвы и пр.
Своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения участков предусмотрены договорами
Не менее важным по содержанию является и данная обязанность, которая закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Данная норма права применима к лицам, которые используют земельные участки на основе договора с предварительным согласованием места их размещения.
В соответствии с тем, что норма права предусматривает определенный срок эксплуатации земельного надела (3 года), то именно за этот временной период арендатор должен приступить к выполнению своих прямых обязанностей. В частности, если земельная территория выделяется под строительство здания для государственных нужд, то осуществлять его возведение он должен начать исключительно в трехлетний срок с момента подписания контракта на освоение территорий.
Распространяется данная норма права и на те земли, которые предоставляются лицам по результатам аукционов и торгов.
Если сроки использования, закрепленные договором, не соблюдаются, то соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке, что предусмотрено российским законодательством.
Своевременное внесение платежей за землю
Указанная норма права содержится в п. 5 ст. 42 ЗК РФ. Необходимость своевременного внесения платежей имеет непосредственную связь с принципом, который закрепляет собой платность эксплуатации земли.
Согласно этому принципу легальное использование земли возможно лишь в тех случаях, когда осуществляется внесение платежей. Иные условия могут быть прописаны в федеральном законодательстве РФ и являются скорее исключением из общего правила.
При этом законодатель устанавливает две основные формы платежей за землю:
- земельный налог (являлся основополагающей формой платы до момента введения налога на недвижимое имущество);
- арендная плата.
Порядок и условия внесения платежей в форме земельного налога закрепляются в точном соответствии с правовыми нормами, которые касаются налогообложения граждан и других дополнительных сборов. Что касается платежей в форме арендной платы, то размер и порядок внесения устанавливаются арендным договором между сторонами контракта.
Соблюдение при использовании земельных участков требованиям градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов
Предусматривается ЗК РФ и обязанность (как со стороны физических, так и юридических лиц) соблюдать при освоении и эксплуатации земель требования, законодательные нормативы и правила, которые закреплены в градостроительных регламентах, санитарно-эпидемиологических, противопожарных постановлениях.
Каждый из участников договора о предоставлении земельного участка должен соблюдать подобные правила неукоснительно, причем независимо от своего статуса. В частности, если на территории планируется возведение какого-либо строения, то его проект должен быть утвержден как архитектурными, так и природоохранными государственными органами.
Кроме того, данная обязанность подразумевает, что участники при эксплуатации земельных наделов должны учитывать права и интересы третьих лиц, а также соблюдать все условия арендного договора.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эксплуатация и использование земель на территории РФ требует соблюдения законодательных требований. При отсутствии внимания со стороны субъектов правоотношений к своим обязанностям государство может применить к участникам санкции, вплоть до уголовной ответственности.