Действия, которые совершают органы исполнительной власти по подготовке соглашения о проведении изъятия участка для удовлетворения федеральных и региональных нужд
На законодательном уровне определен порядок действий, которые должен осуществить орган государственной или муниципальной власти, принявший решение о необходимости осуществить изъятие участка для удовлетворения нужд государства или отдельно взятых субъектов государства. Данные же действия должна выполнять организация, вынесшая ходатайство о необходимости предоставления им земельного участка.
В Земельном кодексе России выделены следующие действия:
- Деятельность в качестве заказчиков проведения работ по предоставлению кадастровых услуг, направленных на проведение образования участков, которые в ближайшем будущем подлежат изъятию. Образование подлежит проведению в соответствии с утвержденным проектом данном территории или ранее утвержденной схемой расположенного данного объекта недвижимости;
- Деятельность в качестве заказчика проведения кадастровых работ, которые требуются для проведения специальных процедур, направленных на утверждение границ участка;
- Деятельность в качестве заказчика для проведения кадастровых работ, направленных на обеспечение возможности предоставления участка земли из земель государственной и региональной собственности землепользователям;
- Действуют по доверенности от имени правообладателей земельных участков, которые подлежат изъятию и предоставлению в качестве обмена, если требуется провести уточнение границ таких земель;
- Выступает в качестве заказчика по проведению работ, направленных на проведение оценки земель, подлежащих изъятию, а также предоставлению земель на праве обмена;
- Осуществляют переговоры с текущим землепользователем;
- Осуществляют подготовку самого проекта соглашения. Подобная подготовка в обязательном порядке должна проводиться под руководством государственного или муниципального органа, который выступал в качестве лица, принявшего решение о необходимости провести изъятие земли.
- Направление готового соглашения всем сторонам сделки для получения подписей.
Чтобы подготовить проект соглашения, а также провести все необходимые процедуры, направленные на его заключение и подписание, выполнить все условия, касающиеся объектов недвижимости, располагающихся на изымаемых земельных участках, не требуется проведения установленной государственной регистрации.
Какие обязанности возложены на правообладателей изымаемого участка
Подписанное соглашение об изъятии участка земли для удовлетворения нужд государства и отдельно взятых регионов государства в обязательном порядке должно быть направлено текущему временному землепользователю данного объекта недвижимости.
Согласно требованиям земельного законодательства если временные землевладельцы участка дали добровольное согласие правообладателей изымаемой недвижимости на изъятие участка земли, необходимого для удовлетворения государственных или региональных нужд, то для разрешения сложившейся ситуации необходимо использовать нормы гражданского законодательства, касающиеся договора мены.
Получив на руки соглашение об изъятии участка, собственник должен совершить следующие действия:
- подписать соглашение установленного образца;
- направить его в уполномоченный орган, который принял решение о необходимости провести изъятие участка, или в организацию, которая подала ходатайство;
Если текущие правообладатели изымаемой недвижимости по каким-либо причинам отказываются от своей обязанности, а именно: подписания предоставленного соглашения, они имеют право отказаться от его подписания, а также предоставить различные альтернативные предложения. При этом ко всем альтернативным предложениям в обязательном порядке должны быть приложены документы, обосновывающие их необходимость.
К примеру, в качестве такого документа может быть представлен договор купли-продажи данного участка, подтверждающий, что данный объект недвижимости был приобретен недавно. В договоре обязательно должна быть указана точная сумма приобретения.
Отдельное обязательство на законодательном уровне относится к ситуации, когда текущий землепользователь не подписывает представленное ему соглашение в течение девяноста календарных дней. В подобной ситуации уполномоченный проводить изъятие орган имеет право обратиться в суд с требованием о проведении процедуры принудительного изъятия, как самого участка земли, так и всех располагающихся на нем объектов недвижимого имущества.
После того как суд проведет рассмотрение всех представленных сторонами доводов, он вынесет решение о том, требуется ли проводить изъятие земельного участка у текущего собственника или нет.
В обязанности землевладельца входит предоставление доступа к своей собственности, а также к каждому объекту недвижимости, располагающемуся на такой земле, чтобы осуществить выполнение всех необходимых кадастровых работ, проведения рыночной оценки всей недвижимости.
Споры о границах участков, которые подлежат изъятию для удовлетворения нужд государства и субъектов государства
В Земельном кодексе России содержится отдельная норма, касающаяся поведения сторон при наличии споров касательно границ участка. На законодательном уровне установлено требование о том, что некоторые ситуации не могут стать причиной отказа от изъятия участка, если это требуется для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства. Данными ситуациями являются:
- наличие споров о границах;
- наличие споров об образовании участков;
- отсутствие проведения государственной регистрации прав на недвижимость.
Данные основания также не могут являться основаниями для отказа от принятия судебных актов, направленных на изъятие участка земли в принудительном порядке.
Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, а также процедура их определения устанавливается на уровне федерального законодательства. Она проводится как в добровольном, так и в судебном порядке.
Отсутствие проведения процедуры государственной регистрации права собственности на участки, которые были изъяты для удовлетворения государственных и региональных нужд
Согласно требованиям законодательства в отдельных ситуациях, когда договор аренды, договор на право постоянного пользования, договор на безвозмездное пользование не были зарегистрированы в реестре прав на имущество, орган государственной власти, осуществляющий изъятие участка, имеет право ограничиться направлением уведомления. Подобным же правом обладает орган местного самоуправления или организация, подавшая ходатайство об изъятии.
Отдельно стоит отметить тот факт, что если подобное право на временное пользование участком земли не было зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, а, следовательно, не проходило процедуру регистрации в уполномоченном органе государственной власти, расторжение подобных договоров не требуется.