Правовое регулирование земельных отношений
Земля и земельные ресурсы являются одним из наиболее значимых природных богатств России. В наши дни в стране действует множество нормативных документов, на основании чего и производится правовое регулирование земельных отношений. Согласно действующим нормативным законодательным документам земля причислена к категории гражданского правообладания, а ее участки входят в понятие недвижимости. К этой же категории объектов относятся участки земных недр и все, что неразрывно связано с землей, то есть объекты, которые невозможно переместить без нанесения ущерба их предназначению.
Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, посвященного земельным вопросам, комплекса федеральных актов (на их основании проводится регулирование земельных отношений) и решений, указаний, правил, изданных субъектами страны, которые вводятся в действие в строгом соответствии с системой общефедерального законодательства. Согласно существующей Конституции РФ законодательство, относящееся к земле, ведется на равноправных основах государством и его субъектами.
Главным вещным правом по вопросам, связанным с земельными участками, считается право владения (собственности). Оно включает в себя права на владение (распоряжение) и использование участка. Это означает, что люди, в чью собственность передан участок, могут продавать или подарить его, сдавать в аренду или же распоряжаться им любым другим способом, который разрешен в законодательстве, и если земля не исключена из оборота или не ограничена в нем.
Система источников права, имеющего отношение к земле и земельным участкам
Правовое регулирование земельных отношений РФ построено на множестве соподчиненных и выстроенных по иерархии нормативных актов. Приоритетными считаются особенности урегулирования земельных отношений, особо упомянутые в международных договорах, подписанных и введенных в действие нашей страной и упоминающих какие-либо вопросы, касающиеся регулирования этих отношений. Даже если какие-либо пункты такого договора противоречат основным нормам, принятым в РФ, то в первую очередь принимаются во внимание именно они.
Использование международных узаконенных положений, которые предусматривает система источников земельного права, пользуется в политической и экономической жизни большой важностью, поскольку субъектами таких отношений могут быть не только иностранные граждане, но и предприятия, организации и другие лица.
Следующей ступенью иерархии, на которой основывается государственное регулирование земельных отношений, считается Конституция РФ. Она отличается среди других источников отношений различного характера особыми юридическими свойствами, которые заключаются в верховенстве и высшей юридической силе этого документа.
Конституция считается ядром действующей правовой системы и правила, закрепленные в ней, охраняются особенным образом.
К земельным участкам и их природным свойствам Конституция относится особенным образом, отмечая ее неповторимую уникальность по сравнению с другими объектами, которые могут подвергаться правовому регулированию.
На третьей ступени системы находятся федеральные конституционные законы, которые после согласования с ответственными органами в течение 14 дней подписываются Президентом и обнародуются. При этом для земельных отношений большое значение имеют конституционные нормы соответствующего законодательства, которые гарантируют каждому нашему соотечественнику защиту его прав и свобод и дают ему право охранять их любыми способами, которые не запрещены законом.
Отдельно на нижестоящей ступени стоят федеральные законы, в тексте которых затронуты те или иные вопросы, имеющие влияние на регулирование земельных отношений России. И только после них на этой лестнице располагаются указы Президента и постановления, распоряжения и указы Правительства РФ, а замыкают систему нормативно-правовые акты министерств и других субъектов страны.
Нормативно-правовое регулирование земельных отношений
В нашей стране государственное регулирование земельных отношений базируется на использовании и охране земель, принимая их за основу для жизнедеятельности населения, проживающего на определенной территории, то есть под объектом использования и охраны понимается земля любой категории и назначения, которая относится к территории, где наше государство имеет полное право устанавливать собственный земельный правопорядок. Таким образом, участниками земельных отношений могут являться:
- физические лица (граждане);
- юридические лица;
- государство;
- субъекты РФ;
- муниципальные образования.
Согласно нормативной концепции понятие земельного законодательства - это система юридических норм и соответствующих им нормативных правовых актов: законов и указов, постановлений и решений, распоряжений, правил, положений и прочих документов. Существуют также законодательные документы, осуществляющие муниципальное регулирование земельных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, они тоже относятся к источникам земельного права.
Использование ресурсов природы и обеспечение их охраны очень тесно связано с урегулированием возникающих отношений такого характера, поэтому законодательные акты, рассматриваемые как основы регулирования земельных отношений, содержат множество земельно-правовых норм, а это означает, что их следует рассматривать в аналогичном ключе.
Необходимо одновременно учитывать те особенности правового регулирования земельных отношений, о которых подробно говорится в Законе РФ «О недрах», в частности, в статье, где говорится, что лицензии на использование недр могут быть предоставлены только при получении согласия органа, управляющего ресурсами земли или лица, являющегося собственником этого земельного участка на отведение его для использования содержащихся в земле недр.
В этом же законе оговорено и нормативное регулирование земельных отношений по отношению к использованию недр собственниками земли, которое ни в коем случае не должно противоречить мерам, необходимым для охраны и сохранения природы и ее ресурсов. Одним из распространенных способов охраны природных недр является регулирование застройки площадей, где залегают полезные ископаемые.
Значимым документом, на основании которого проводится государственное регулирование земельных отношений, является Лесной кодекс России.
В нем, в частности, отражаются вопросы использования земли лесного фонда страны и их охрана. Если подробно рассмотреть этот документ и сопоставить его положения с Водным кодексом РФ, можно ознакомиться с большим числом норм, с помощью которых и проводится регулирование современных отношений, имеющих причастность к земле и природным богатствам.
Гражданско-правовое регулирование отношений, касающихся земельных участков
Регулирование взаимоотношений, связанных с участками земли (особенно теми, которые находятся в муниципальных зонах), является предметом гражданского законодательства. В общепринятом смысле земельные отношения – это общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.
В связи с этим гражданско-правовое регулирование земельно-имущественных отношений в таких поселениях представляет собой значительный интерес, а кроме того в законодательстве постоянно разрабатываются новые нормы, применимые к оформлению земельных отношений в современной жизни, главы Гражданского кодекса РФ в части оформления прав собственности и других прав, считающихся вещными по отношению к земле, постоянно дорабатываются.
Развитие такой отрасли законодательной базы, как земельная, отстает от развития прочих сфер, регулирующих оборот объектов недвижимости, что нередко приводит к нестыковке установленных режимов правового использования участков земли и построенных на них зданий и сооружений, которые объективно являются связанными с землей в единый объект хозяйствования.
Гражданско-правовое регулирование земельных отношений в городской местности на данный момент является предметом научного анализа. Постоянно вносятся предложения по разрешению и урегулированию актуальных проблем и совершенствования в этой части Гражданского и Земельного кодексов, каждое из которых тщательно проверено и обосновано сложившимся образом жизни и привычного населению мышления.
В настоящее время в законодательной базе прослеживается тенденция освобождения права собственности на землю от обременений, вытекающих из застройки земельного участка, что выразилось в попытке вообще устранить конкуренцию прав двух лиц на один и тот же участок земли.