Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Создание условий для управления многоквартирными домами в Москве

ЖК РФ определяет ключевые принципы, на которых базируется поддержка, оказываемая управляющим организациям.


Основные принципы содействия структур местного самоуправления

Жилищный кодекс России в ст. 165 определяет ключевые принципы, на которых базируется поддержка, оказываемая структурами местного самоуправления управляющим организациям. К ним относятся:

  • предоставление одинаковых условий для их функционирования, независимо от того, какова их организационно-правовая форма;
  • возможность предоставления таким учреждениям, ТСЖ, жилищным или прочим кооперативам финансов из бюджета на капремонт многоквартирного дома;
  • помощь в повышении квалификационного уровня особ, которые управляют многоквартирным домом, а также организация учебного процесса для лиц, которые планируют заниматься подобной деятельностью.
Возникли вопросы по ЖКХ?

Юрист по ЖКХ с опытом более 25 лет, поможет разобраться во всех вопросах

Механизмы осуществления контроля за функционированием управляющих учреждений

Ст. 165 ЖК России значительно усиливает значение структур местного самоуправления в выполнении контроля над функционированием управляющих структур. Такие органы имеют право выступать инициаторами:

  • ревизии выполнения своих функций управляющими структурами в порядке, который установлен федеральным исполнительным органом;
  • проведения внепланового собрания владельцев жилья для рассмотрения вопроса о прекращении действия контракта управления.

Проверка может проводиться по причине обращений владельцев помещений, расположенных в многоквартирных домах, органа управления ТСЖ или кооператива, главы совета этого дома. При получении заявления проверка должна начаться в течение 5 дней с момента его поступления. Если же в обращении идет речь о ненадлежащем выполнении условий контракта управления, реагирование должно быть незамедлительным.

При выявленных в ходе проверки нарушениях в реализации положений контракта со стороны управляющей организации, структурой местного самоуправления в течении 15 дней с момента поступления заявления, собирается общее собрание владельцев жилья данного дома для вынесения на рассмотрение вопроса о смене руководящей организации или введении нового способа управления таким домом. Но важно заметить, что закон предусматривает невозможность расторжения контракта, если обитателей дома удовлетворяет функционирование управляющей структуры дома. Такой подход защищает организацию от безосновательных претензий со стороны отдельных лиц и органов власти.

Условия информационного обеспечения структур местного самоуправления

Чтобы структуры местного самоуправления могли реализовывать собственные обязательства по предоставлению людям запрашиваемой информации, они имеют право получать эти сведения и данные в ресурсоснабжающих учреждениях, от особ, которые предоставляют услуги и осуществляют различные работы в доме, а также обеспечивают жильцов услугами коммуналки.

Такие учреждения должны в отведенное для этого время предоставлять сведения структурам местного самоуправления:

  • про тарифные ставки (цены) на работы и услуги по содержанию помещений и домов в целом;
  • про объем, перечень и качество предоставляемых услуг;
  • о тарифах на коммуналку;
  • про объекты инфраструктуры коммунального назначения, которые расположены на территории муниципалитета;
  • о том, насколько соблюдаются определенные параметры качества предоставляемых услуг;
  • о проведении расчетов реализаторов услуг коммуналки с теми, кто такие услуги производит.

Если проводится надлежащая и своевременная обработка указанной выше информации, это защищает население от недобросовестного выполнения своей работы организациями, принадлежащими к жилищно-коммунальной сфере.

Обеспечение защиты прав потребителей коммунальных услуг

Чтобы обеспечить защиту прав владельцев жилья, в качестве потребителей услуг коммуналки, на получение достоверных данных об уровне цен и тарифных ставках, про объем, перечень и качество услуг, которые оказываются, на законодательном уровне закрепляется их право получать подобную информацию от структур местного самоуправления, руководящих структур, ТСЖ, кооперативов.

Помимо этого структуры местного самоуправления должны сообщать людям про участие в общих собраниях владельцев жилищ многоквартирных домов их представителей.

Важно заметить, что предпочтенный метод управления многоквартирным домом никоим образом не влияет на право людей получать подобную информацию. В случае неправомерного отказа предоставить лицу информацию, оно может обратиться в суд для обжалования подобного отказа.

Три направления содействия структур местного самоуправления

Для создания нужных условий по обеспечению руководства домами, предусматривается три главных направления, по которым оказывается содействие структурами местного самоуправления.

Первое из них призвано обеспечить одинаковые условия для учреждений, которые выполняют управленческую функцию, при этом их организационно-правовая форма не имеет никакого значения. Подобное положение закрепляет равные условия для учреждений, которые выявили желание заняться подобной деятельностью.

Второе направление – возможность получения средств из бюджета на осуществление капремонта дома. Третье – обучение для управленцев-профессионалов и поддержка в повышении их квалификационного уровня. Такое правомочие реализуется в рамках местных и региональных программ по обучению специалистов в данной сфере.

Автор статьи

Григорьева Дарья Вячеславовна - Юрист по ЖКХ
Юрист по ЖКХ

Опыт работы в юридической сфере 25 лет. Специализация - Гражданские дела, Жилищное право, Договорное право.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по спорам с жкх

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут