ЖК РФ определяет ключевые принципы, на которых базируется поддержка, оказываемая управляющим организациям.
Жилищный кодекс России в ст. 165 определяет ключевые принципы, на которых базируется поддержка, оказываемая структурами местного самоуправления управляющим организациям. К ним относятся:
Ст. 165 ЖК России значительно усиливает значение структур местного самоуправления в выполнении контроля над функционированием управляющих структур. Такие органы имеют право выступать инициаторами:
Проверка может проводиться по причине обращений владельцев помещений, расположенных в многоквартирных домах, органа управления ТСЖ или кооператива, главы совета этого дома. При получении заявления проверка должна начаться в течение 5 дней с момента его поступления. Если же в обращении идет речь о ненадлежащем выполнении условий контракта управления, реагирование должно быть незамедлительным.
При выявленных в ходе проверки нарушениях в реализации положений контракта со стороны управляющей организации, структурой местного самоуправления в течении 15 дней с момента поступления заявления, собирается общее собрание владельцев жилья данного дома для вынесения на рассмотрение вопроса о смене руководящей организации или введении нового способа управления таким домом. Но важно заметить, что закон предусматривает невозможность расторжения контракта, если обитателей дома удовлетворяет функционирование управляющей структуры дома. Такой подход защищает организацию от безосновательных претензий со стороны отдельных лиц и органов власти.
Чтобы структуры местного самоуправления могли реализовывать собственные обязательства по предоставлению людям запрашиваемой информации, они имеют право получать эти сведения и данные в ресурсоснабжающих учреждениях, от особ, которые предоставляют услуги и осуществляют различные работы в доме, а также обеспечивают жильцов услугами коммуналки.
Такие учреждения должны в отведенное для этого время предоставлять сведения структурам местного самоуправления:
Если проводится надлежащая и своевременная обработка указанной выше информации, это защищает население от недобросовестного выполнения своей работы организациями, принадлежащими к жилищно-коммунальной сфере.
Чтобы обеспечить защиту прав владельцев жилья, в качестве потребителей услуг коммуналки, на получение достоверных данных об уровне цен и тарифных ставках, про объем, перечень и качество услуг, которые оказываются, на законодательном уровне закрепляется их право получать подобную информацию от структур местного самоуправления, руководящих структур, ТСЖ, кооперативов.
Помимо этого структуры местного самоуправления должны сообщать людям про участие в общих собраниях владельцев жилищ многоквартирных домов их представителей.
Важно заметить, что предпочтенный метод управления многоквартирным домом никоим образом не влияет на право людей получать подобную информацию. В случае неправомерного отказа предоставить лицу информацию, оно может обратиться в суд для обжалования подобного отказа.
Для создания нужных условий по обеспечению руководства домами, предусматривается три главных направления, по которым оказывается содействие структурами местного самоуправления.
Первое из них призвано обеспечить одинаковые условия для учреждений, которые выполняют управленческую функцию, при этом их организационно-правовая форма не имеет никакого значения. Подобное положение закрепляет равные условия для учреждений, которые выявили желание заняться подобной деятельностью.
Второе направление – возможность получения средств из бюджета на осуществление капремонта дома. Третье – обучение для управленцев-профессионалов и поддержка в повышении их квалификационного уровня. Такое правомочие реализуется в рамках местных и региональных программ по обучению специалистов в данной сфере.