Одной из задач любого современного государства является обеспечение сохранности окружающей среды, которая часто подвергается негативному воздействию, например, со стороны хозяйствующих субъектов. Согласно ч. 1 ст.65 ФЗ «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимаются действия компетентных исполнительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектами гражданских правоотношений и соблюдению требований в сфере охраны окружающей среды. Такую деятельность государство осуществляет путем проведения проверок лиц, указанных в данном федеральном законе, систематически наблюдает за исполнением ими требований по охране окружающей среды. Существуют специальные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы экологического надзора в определенной сфере гражданского оборота. Так, процедура государственного строительного надзора регламентируется нормами Градостроительного кодекса РФ, в которых раскрывается сущность, предмет и формы проведения такого надзора.
Виды экологического контроля в строительстве
Существуют следующие виды экологического контроля:
- 1. государственный;
- 2. производственный;
- 3. общественный.
Основным критерием отличия вышеперечисленных видов экологического контроля явлется субъектный состав. Все закрепленные в законодательстве виды экологического контроля распространяются на деятельность организаций, занимающихся строительством.
Государственный строительный надзор осуществляется компетентным государственным органом исполнительной власти. В настоящее время этими полномочиями обладает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая имеет и свои региональные представительства в субъектах. Однако законом допускается осуществления аналогичных полномочий и другими органами государственной власти. В своей деятельности Ростехнадзор руководствуется такими основными правовыми актами, как Градостроительный кодекс, постановление Правительства РФ «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», а также издает собственные приказы. Основной формой осуществления строительного надзора является проведение проверок. Такие проверки проводятся на основании извещения от застройщика или иного лица об устранении нарушений, завершении строительства, заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Также Ростехнадзор может разработать собственный план проверок.
Контроль за окружающей средой в строительстве проводится не только государственными органами. Одним из таких видов является производственный контроль, осуществляемый самим хозяйствующим субъектом. Согласно ч.2 ст.67 ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный экологический контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основе их собственно разработанной и утвержденной программе, которая содержит информацию об инвентаризации выбросов и сбросов негативно влияющих на окружающую среду веществ, о собственных и привлекаемых испытательных лабораториях и так далее. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны подготовить сведения о состоянии производства в форме документации, которая содержит информацию об оборудовании производства, о фактическом объеме выбрасываемых загрязняющих веществ, информацию об обращении с отходами производства и потребления и другое. Данные сведения представляются в компетентный орган государственной власти, который определяет форму такого отчетного документа.
Статья 68 этого же закона посвящена общественному экологическому контролю, который осуществляется в целях реализации каждого права на благоприятную окружающую среду. Проводить наблюдение за состоянием окружающей среды могут как общественные объединения и некоммерческие организации, так и граждане. Если производственный контроль в строительстве осуществляется, например, застройщиком, то общественный может осуществляться профсоюзными организациями, рабочими. Результаты такого контроля, представленные федеральные органы государственной власти, подлежат обязательному рассмотрению.
Особенности экологического контроля в строительстве
Осуществление экологического надзора в строительстве имеет свои особенности. Для начала следует выделить специальный закон, регулирующий данную сферу правоотношений, которым является Градостроительный кодекс. Градостроительным кодексом определяется предмет государственного строительного надзора, которым является проверка соответствия нормам права выполнения работ и применяемых строительных материалов, разрешения на строительство. Следующая особенность заключается в том, что деятельность строительных организаций подвержена надзору на каждом ее этапе, вплоть до последних внутренних работ по отделке объектов строительства и их последующей сдаче в эксплуатацию, что является завершающим этапом.
Закон «Об окружающей среде» запрещает строительство и реконструкцию зданий, сооружений и других объектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Строительство может завершиться только в том случае, если были выполнены в полном объеме предусмотренные проектной документацией природоохранные требования.
При проведении экологического контроля нередко приходится сталкиваться с наиболее частыми правонарушениями в области строительства. Во-первых, это может быть как противоправное действие (уменьшение площадей озеленения, значительное превышение строительных отходов и так далее), так и противоправное бездействие (несоблюдение правил технических регламентов при определении классов опасности отходов при строительстве). Отсутствие производственного контроля на предприятии, то есть уполномоченных на это лиц, также является правонарушением.