Особая государственная и общественная значимость природных ресурсов, содержащихся в недрах Земли, обуславливает необходимость надлежащего правового регулирования их добычи, использования и сохранения. Эти задачи выполняет горное право.
Понятие горного права
Горное право в качестве самостоятельной отрасли права является предметом жарких дискуссий между различными авторами-юристами. Некоторые теоретики усматривают в нем лишь один из институтов природоресурсного права. Другие авторы видят в горном праве полноценную самостоятельную отрасль права.
Согласно общим положениям правовой теории, для признания отрасли права самостоятельной структурой, необходимы следующие условия:
- наличие специфического предмета правового регулирования, т.е. группы общественных отношений, объединенных внутренним единством и стабильностью;
- наличие особой, индивидуальной системы источников права;
- свой собственный метод правового регулирования общественных отношений.
Представляется, что горное право отвечает всем указанным требованиям и может рассматриваться в качестве комплексной отрасли права, регулирующей разнообразные общественные отношения (имущественные, административные, земельные, природоохранные и другие), связанные с недропользованием.
Предметом горного права являются отношения по недропользования и связанные с ними отношения по рациональному и безопасному использованию недр, а также обороту горной информации.
Как самостоятельная отрасль права, горное право имеет свой собственный метод правового регулирования, т.е. набор способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие его предмет. Отличительной чертой метода горного права является сочетание в нём диспозитивных и императивных способов правового регулирования с преобладанием последних.
Такая особенность горного права связана со следующими факторами:
- особый правовой статус недр, являющихся одновременно частью окружающей среды и источником природных ресурсов;
- заинтересованность в сохранении надлежащего состояния недр неопределенно широкого круга лиц;
- ограниченность (истощаемость) недр и содержащихся в них природных ресурсов;
- обязательное участие государства, которое в силу закона является единственным собственником недр.
Часть отношений, составляющих предмет горного права, регулируется только императивно (например, отношения по государственному управлению недропользованием либо отношения, связанные с обеспечением безопасности при проведении горных работ). При регулировании другой части отношений применяются как императивные, так и диспозитивные методы правового регулирования.
Источники горного права
Источники горного права – это правовые акты, принятые государственными органами либо иными субъектами права в установленном порядке, регулирующие отношения по недропользованию.
В юридической науке источники горного права классифицируются по различным основаниям – по предмету правового регулирования, по его направленности и другим основаниям. Наиболее практически применимой является классификация источников горного права по их юридической силе:
- Конституция РФ, как основной закон государства, обладает наивысшей юридической силой и прямым действием и закрепляет основные принципы и положения, связанные с недропользованием;
- федеральные законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и связанные с ними вопросы. Приоритетное место среди этих источников горного права занимает Закон РФ от 21.02.1992 «О недрах», содержащий основные положения по недропользованию, его государственному регулированию, содержанию прав и обязанностей недропользователей, а также их ответственности за нарушение требований закона. Важные положения, регулирующие горные отношения, содержатся в ФЗ от 26.03.1998 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», ФЗ от 30.11.1995 «О континентальном шельфе РФ», ФЗ от 31.07.1998 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и других федеральных законах; а также в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ. Вопросы ответственности регулируются КоАП РФ и Уголовным кодексом РФ;
- законы субъектов РФ также являются одним из источников горного права, поскольку, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, вопросы, связанные с недрами и природопользованием, относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Эти законы конкретизируют положения горного права, определенные в федеральном законодательстве, применительно к конкретному субъекту РФ;
- указы Президента РФ обладают наивысшей силой среди подзаконных нормативных актов. Такие указы восполняют определенные пробелы в регулировании общественных отношений до их устранения на уровне федерального законодательства (например, Указ Президента РФ от 22.11.1994 №2099 «О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа РФ»);
- постановления Правительства РФ в системе источников горного права имеют важное значение, поскольку устанавливают порядок практической реализации законодательных положений (к примеру, Постановление Правительства РФ от 03.05.2012 №429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование», Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 №69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» и др.);
- нормативные акты министерств и ведомств РФ регламентируют конкретные вопросы, связанные с недропользованием;
- решения высших судов РФ. Несмотря на то, что российская правовая система не признает юридическую силу прецедента (т.е. вынесенного судебного решения по конкретному делу), решения высших судов РФ фактически формируют единое направление правоприменительной практики и содержат разъяснения действующего законодательства, на которые опираются все правоприменители (начиная от рядовых недропользователей и заканчивая судами различных инстанций).
Принципы горного права
Посредством комплексного анализа горного законодательства можно выделить следующие принципы горного права (т.е. базисные начала правового регулирования):
- установление государственной собственности на недра;
- платность их использования;
- лицензирование (т.е. осуществление недропользования только по лицензии);
- государственный контроль за недропользованием;
- разнообразие форм недропользования;
- участие граждан в принятии решений, связанных с недропользованием, учитывая их конституционное право на благоприятную окружающую среду.
Эти и другие принципы горного права применяются при регулировании самых разнообразных общественных отношений, входящих в его предмет.
Система горного права
Система горного права представляет собой единую отрасль, включающую в себя самостоятельные правовые институты, которые регулируют отдельные группы отношений и, в то же время, объединены общим методом регулирования.
В системе горного права выделяют Общую, Особенную и Специальную части.
Как видно из названия, Общая часть горного права регулирует самые общие вопросы, связанные с недропользованием, и содержит следующие институты:
- институт права собственности на недра;
- институт права пользования недрами;
- институт лицензирования недропользования;
- институт геологической разведки и изучения недр;
- институт государственного мониторинга недр и контроля за их рациональным использованием и некоторые другие институты.
Особенная часть системы горного права касается правовых особенностей использования и добычи отдельных видов полезных ископаемых. Так, в этой части системы горного права различают институты правового регулирования добычи нефти и газа, угля, драгоценных камней, общераспространенных полезных ископаемых и других их видов.
Специальная часть системы горного права, отдельно выделяемая некоторыми авторами, регулирует особенности недропользования, осуществляемого на основе международно-правовых договоров. Институты пользования недрами на основе соглашений о разделе продукции, а также недрами открытых территорий либо континентального шельфа образуют эту часть системы горного права.