Осуществление промышленной деятельности по использованию участков недр, требует соблюдения мер безопасности, предусмотренных законодательством. Государство реализует свою функцию управления в сфере недропользования путём реализации мер горного надзора и геологического контроля.
Понятие геологического надзора
В ст. 37 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») установлено, что геологический контроль (надзор) заключается в деятельности государственных органов по профилактике, выявлению и пресечению нарушений субъектами недропользования обязательных требований российского законодательства и международного права в указанной сфере.
Так как недропользование является предметом совместного ведения Федерации и её субъектов, реализация этой формы надзора является государственной функцией, сформированной в систему мер государственного управления.
Направления надзора в сфере недропользования перечислены в ст.37 Закона «О недрах», среди них выделяется деятельность:
- в области геологического изучения недр;
- в сфере рационального использования недр;
- в области охраны недр.
В развитие указанной нормы закона принято Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 года № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» (далее – Положение). Данным Положением предусмотрено, что геологический надзор осуществляется в двух формах: геологический контроль (надзор) и горный надзор.
Государственный геологический надзор
Поскольку геологический надзор является частью системы государственных функций, осуществлять его имеют право только уполномоченные органы государства. Основной задачей надзора является обеспечение соблюдения порядка пользования участками недр, а также утвержденных правил государственного учета и отчетности.
Положением определены органы, уполномоченные на реализацию мер геологического надзора:
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор, орган геологического надзора);
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор, орган горного надзора);
- Органы власти субъектов РФ.
Для осуществления своих полномочий указанные органы имеют право проводить проверки в рамках профильного законодательства с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Государственный геологический надзор осуществляется в двух формах:
- геологический контроль за геологическим изучением, использованием и охраной недр;
- горный надзор за безопасным ведением работ в сфере недропользования.
Геологический контроль и горный надзор
Геологический контроль и горный надзор входят в систему геологического надзора, однако различаются объектом регулирования.
Геологический контроль направлен на соблюдение норм, стандартов и правил в области изучения, использования и охраны недр, тогда как задачей горного надзора является обеспечение соблюдения норм и требований по безопасному ведению работ в сфере недропользования, по охране недр, предупреждению и устранению вредного влияния на природный мир, население, объекты недвижимости.
Обе формы геологического надзора имеют схожий предмет регулирования, государственные органы обоих форм имеют схожий круг полномочий.
Распределение конкретных вопросов, относящихся к геологическому контролю (надзору) и горному надзору указано в пунктах 4 и 6 Положения.
Основные вопросы осуществления геологического контроля (надзора):
- соблюдение требований законодательства, регулирующих изучение, использование и охрану недр;
- соблюдение условий разрешительного документа (лицензии), технической и иной документации;
- наличие у недропользователя технической и иной документации;
- предотвращение самовольного пользования недрами;
- соблюдение достоверной отчетности о выполненных работах, иной геологической информации;
- иные вопросы.
Органы горного надзора осуществляют свою деятельность в следующих пределах:
- Соблюдение требований промышленной безопасности при эксплуатации горных выработок, скважин и других аналогичных объектов.
- Соблюдение законодательства при ликвидации (консервации) предприятий по добыче минерально-сырьевых ресурсов, а также подземных объектов, не связанных с добычей ресурсов.
- Соблюдение технологии выполнения работ (в том числе, взрывных работ), требований пожарной безопасности и т.д.
- Соблюдение субъектами недропользования обязательных требований по своевременной аттестации работников, занятых на опасных промышленных объектах по разработке недр.
- Проверка готовности состояния горноспасательных формирований к ликвидации потенциальных аварий на объектах недропользования.
Должностными лицами указанных служб являются государственные инспекторы, которые наделены полномочиями по проведению проверок субъектов недропользования, а также по привлечению их к ответственности за нарушение установленных норм, правил и требований. Информация о проверках при осуществлении геологического контроля и горного надзора является открытой и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах этих органов.
В ходе проведения проверок в рамках геологического контроля и горного надзора инспекторами выявляются нарушения установленного порядка недропользования. В случае выявления нарушений виновные лица привлекаются к административной ответственности. Наиболее распространёнными можно считать следующие составы:
- пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением его условий;
- нарушение требований по охране недр и ресурсов;
- нарушение правил проведения работ по геологическому изучению недр.
Подчеркнём, что государственный геологический надзор представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, основной целью такой деятельность выступает осуществление мероприятий, направленных на предупреждение, выявление либо пресечение нарушений недропользователями требований международных договоров РФ, российского законодательства о недрах.