Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, связанные с учетом налогоплательщиков


Понятие лицевого счета

Действующий закон предусматривает ряд обязанностей, возлагаемых на тот или иной орган при осуществлении налогового контроля. Кроме того, при открытии налогоплательщиками счетов в банке, последний должен передавать в налоговую инспекцию целый набор сведений.

Закон предусматривает схожие обязанности органов казначейства и других структур, ведущих лицевые счета в соответствии с нормами бюджетного права. Прядок их исполнения изложен в ст. 85.1 НК.

Базовые нормы об открытии и ведении лицевых счетов установлены бюджетным законодательством. Чтобы получить подходящее определение этого термина, необходимо воспользоваться ст. 220.1 БК. В ней изложены следующие особенности лицевых счетов:

  • целью их открытия служит учет каждой бюджетной операции. Помимо принятия основного публичного финансового документа, законодательство предусматривает утверждение его исполнения актом соответствующего уровня. Для этого необходим контроль. Орган, осуществляющий утверждение соответствующего бюджета получает необходимые данные от структур, ведущих лицевые счета;
  • круг субъектов, которые вправе их вести ограничен. Порядок открытия и ведения лицевых счетов предусматривает соответствующие полномочия в отношении федерального казначейства, и ряда других органов, в зависимости от уровня бюджета или функциональной направленности;
  • виды лицевых счетов зависят от статуса, которым обладает тот или иной участник бюджетного процесса.

Воспользовавшись указанными характеристиками можно получить следующее определение. Лицевой чет – это средства учета поступления и расходования средств бюджета, ведение которого осуществляет определенный нормативными актами орган, с зависящими от статуса клиентов видами.

Согласно нормам закона, порядок открытия и ведения лицевых счетов определяется актом Федерального казначейства в отношении федерального бюджета.

В части регионального или местного бюджета эти правила устанавливает орган, на который возложены соответствующие функции.

 

Виды лицевых счетов и код клиента

Основы для классификации лицевых счетов заложены в ст. 220.1 БК. Согласно этим нормам, отличают следующие их виды:

  • открытые для администраторов финансирования дефицита;
  • открытые для главных администраторов финансирования бюджетных дефицитов;
  • созданные для главных распорядителей;
  • открытые для распорядителей;
  • созданные для получателей.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов, утвержденный приказом Федерального казначейства N 24н, предполагает более детальное регулирование. Их можно разделить на 2 группы. К первой относятся лицевые счета, присваиваемые участникам бюджетного процесса, а ко второй – присваиваемые организациям, не являющимся таковыми.

С точки зрения налогового законодательства, интерес представляет 2-я группа. Открыть соответствующий счет обязана любая организация, участвующая в конкурсах на заключение государственного или муниципального контракта. Как и в банке, на него перечисляются платежи, а казначейство или другой орган проводят эти операции.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов (п.8) устанавливает правило, согласно которому каждому счету присваивается номер. Первые 2 разряда представляют код. Он обозначает тип субъекта, для которого открыт счет.

Для организации, не являющейся участником бюджетного процесса предусмотрен код 41. В свою очередь, автономное учреждение имеет код 30. Узнать этот параметр можно при помощи номера лицевого счета. Он состоит из 11-ти цифр, а первые 2 разряда обозначают код клиента.

Другим важным значением в номере выступает отношение к уровню бюджета. Этот код расположен в 5-м разряде номера счета.

 

Кто уполномочен вести лицевые счета

На общенациональном уровне такие полномочия переданы Федеральному казначейству. Этот орган входит в структуру Минфина и осуществляет бюджетные операции.

На региональном уровне такие полномочия реализуются схожим образом. В структуре исполнительной власти должен быть орган, который управляет исполнением бюджета. Он может называться казначейством или иметь иное наименование.

На уровне муниципалитетов эти функции также осуществляет специально определенный орган. Его статус определяется решениями местных властей.

Права на ведение лицевых счетов предоставлены и внебюджетным фондам. Такие операции вправе проводить их управляющие органы.

Указанный круг субъектов обязан сообщать о лицевых счетах в порядке, предусмотренном ст. 85.1 НК.

 

Обязанности органов по открытию и ведению лицевых счетов, связанные с учетом налогоплательщиков

Если налогоплательщик активно участвует в конкурсах, связанных с государственными и муниципальными контрактами, то операции по лицевому счету будут проходить с частотой, как в банке. Именно поэтому ст. 85.1 НК по сути приравняла статус счетов в казначействах к пользованию услугами кредитных организаций.

В связи с этим, уполномоченный орган обязан сообщать следующие факты:

  • данные об открытии лицевых счетов налогоплательщиками;
  • информацию об их закрытии;
  • сведения об изменении реквизитов лицевых счетов.

Срок, в течение которого необходимо подать соответствующее уведомление, составляет 3 дня.

Он начинает течь со следующего за датой открытия, закрытия или изменения данных дня. Меньший, в сравнении с банками, срок связан с меньшим количеством счетов, обслуживаемыми такими органами.

 

Формы и форматы сообщений об открытии, закрытии, изменении реквизитов лицевых счетов

В настоящее время ФНС не утвердила порядок представления соответствующей информации. По этой причине орган, осуществляющий ведение бюджетных операций, должен руководствоваться рекомендованной формой направления сведений. Она является приложением к письму ФНС.

Эта форма была адаптирована под стандарты работы Федерального казначейства письмом последнего.

Ст. 85.1 обязывает все органы, ведущие операции с бюджетом, сообщать о лицевых счетах в электронной форме. Поскольку формат файлов пока не утвержден, допускается любой способ передачи. Однако процесс обмена данными должен обеспечивать соблюдение как налоговой, так и любой другой обеспеченной защитой тайны.

Принятие общего порядка требует согласования большого числа органов не только на федеральном, но и на региональном, а также местном уровнях. По этой причине, формат продолжает оставаться несогласованным с 2014 года. В скором времени стоит ожидать изменений.

 

Ответственность за нарушение обязанности сообщать о лицевых счетах

Что касается ответственности, то она предусматривается за нарушения, допущенные ответственными лицами этих органов. Ч. 2 ст.15.6 КоАП устанавливает штраф, составляющий от 500 до 1000 рублей.

Также ответственность установлена ст. 129.1 НК. За первичное нарушение этих норм предусмотрен штраф 5000 рублей. Повторное, в течение календарного года, нарушение грозит штрафом в 20000 рублей.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по налогам
Юрист по налогам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по налоговому праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

АО ЕРКЦ с нарушениями ведут л/счет

АО ЕРКЦ не верно указывают начисление и оплату на л/счете, не соответствуют суммы с епд

татьяна25.11.2021 12:21

Здравствуйте! Не могли бы вы сформулировать сам вопрос для качественной консультации?  

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна26.11.2021 10:17
Татьяна27.09.2021 12:37

Здравствуйте, приведу пример, я 25 июля зашла в лицевой счет, там была указанна сумма начисления , а в графе оплата уже стояла оплата не совпадающая с начилением, хотя жировки должны прийти 30 июля, а заплатить я должна до 10 августа и платеж я еще не совершала. АО ЕРКЦ убеждают меня , что это программа для их удобства изменять показания не хотят.....еще не вносят оплату по указанным периодам с суммой указанного за этот период оплаты. Получается, что в лицевом счете в оплате за период стоит не верная сумма и эти действия формируют мне пеню, т.к суммы за частую ниже и и в каждой следующей жировки я эту пеню оплачиваю. Подскажите каким законом о порядке ведения лицевого счета или какой в обще закон применить , что бы призвать их к ответственности или исправлению показаний в лицевом счете

Добрый день! ЦБ РФ  Интернет-приемная

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна27.09.2021 23:20