Понятие метода сопоставимых рыночных цен
Основой метода является расчет и обоснование соответствия между ценой на определенный товар, работу, либо услугу, установленной в конкретной сделке и ценой иных сделок, которые являются сопоставимыми. Именно в сравнении и проведении анализа нескольких показателей, которые в итоге должны давать установленное среднее число, и заключается сущность метода.
Если при сравнении отсутствуют сделки с идентичными товарами, в расчет должны быть приняты сделки с однородными товарами. В тех ситуациях, когда сделки с идентичными, либо однородными товарами отсутствуют, либо отсутствует необходимая информация о проведенных сделках, данный метод и расчет не должны применяться.
Обоснование, расчет и определение метода сопоставимых цен заключается в главном показателе – интервале рентабельности. Если этот показатель отсутствует, либо он был рассчитан неверно, с определенными нарушениями и погрешностями, применение метода сопоставимых рыночных цен будет являться абсолютно неэффективным.
Интервал рыночных цен
Интервал рыночных цен представляет собой особое экономическое понятие, обоснование и определение которого заключаются в сравнении нескольких показателей, которые в совокупности дают расчет среднего значения анализа текущих рыночных цен на определенные товары, работы, либо услуги. Именно такая выборка и сравнение показателей помогает получить максимально точные результаты о текущем состоянии экономического рынка, об актуальности и стоимости проведения некоторых сделок, об определенных товарах, работах, либо услугах и т.д.
Процедура определения интервала рыночных цен имеет свой установленный порядок и определенные особенности.
Например, данный показатель должен определяться на основе имеющейся ценовой информации на ближайшую дату совершения конкретной контролируемой и сопоставимой сделки.
Если полученная цена, примененная в анализируемой сделке, находится в установленных пределах рыночной стоимости, то дальнейшее налогообложение будет основываться на том, что данная цена соответствует текущим рыночным показателям. Если цена меньше существующего минимального значения, при налогообложении будет принята та цена, которая минимальному значению. Та же самая схема действует и в том случае, если цена превышает допустимые значения – тогда при налогообложении будут применяться самые высокие показатели.
Порядок определения интервала рыночных цен
Интервал рыночных цен всегда выражается в своеобразной выборке показателей, которые выстраиваются в особом установленном порядке – от минимального значения к максимальному.
Если информация о нескольких сопоставимых сделках имеется, применяется следующий метод и порядок расчетов:
- доступные данные о сделках, образующих совокупность имеющихся ценовых отметок, упорядочивается по возрастанию – от минимального до максимального числа, при этом каждому показателю одновременно присваивается индивидуальный порядковый номер;
- расчет и обоснование минимального интервала осуществляется путем сложения всех сумм показателей и их последующим делением на 4. При получении результатов в виде целого числа принимается его значение в качестве порядкового номера имеющейся аналогичной стоимости. Затем, в качестве минимального значения, берется значение следующего порядкового номера. Если в результате произведенного деления на 4 результат оказался дробным числом, за основу принимается целая часть от данного полученного числа;
- обоснование максимального значения интервала строится на умножении общей суммы выборки на число 0,75. Далее процедура идет по аналогии с порядком вычисления минимального значения;
- в случае определения сопоставимой цены сделки в отношении биржевых товаров, интервал будет определяться на основании средних цен сделок, которые были произведены на конкретной бирже, на основе официально опубликованной информации в соответствующих источниках. При этом интервалом цен будет признан интервал минимальной и максимальной стоимостью сделок, который был зарегистрирован на бирже в определенный временной период;
- если используются сведения информационно-ценовых агентств, во внимание могут быть приняты минимальное и максимальное значение цен по сделкам, которые были совершены в аналогичный временной период и на сопоставимых условиях.
Условия определения интервала рыночных цен
Процедура определения интервала рыночных цен, как и метод сопоставимых рыночных цен, могут быть применены только при наличии определенных условий, допускающих данное применение. К этим условиям и особенностям относятся следующие:
- в тех ситуациях, когда предприятие, либо организация располагает сведениями только об одной сопоставимой сделке, то общая стоимость данной сделки одновременно будет являться как минимальным, так и максимальным значением для дальнейших расчетов;
- если для сопоставимости цен был использованы данные по действующим биржевым котировкам, интервалом рыночных цен будут минимальные и максимальные значения стоимости идентичных, либо однородных товаров, которые были зафиксированы на определенную дату;
- если для процедура сопоставления цен были использованы данные специальных информационно-ценовых агентств, то в качестве интервала цен должны быть приняты минимальные и максимальные значения, которые были указаны в официальной публикации на соответствующую дату.
К основным условиям, при которых возможно определение интервала рыночных цен, можно отнести обязательное наличие минимального и максимального значения.
Если имеется только один показатель, интервал не может быть определен, в соответствии с установленными налоговыми нормами и правилами. Помимо этого, интервал может быть определен только при наличии нескольких сопоставимых сделок, общее число которых не может быть меньше 4-х.