Размер платы за коммунальные услуги
Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 938-82-06
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Жилищное право » Коммунальные услуги » Размер платы за коммунальные услуги

Размер платы за коммунальные услуги

На сегодняшний день на всех граждан РФ без исключения возлагается обязательство осуществлять внесение платы за коммунальные услуги, которые были потреблены во время проживания.


На сегодняшний день на всех граждан РФ без исключения возлагается обязательство осуществлять внесение платы за коммунальные услуги, которые были потреблены во время проживания на территории конкретного недвижимого объекта. При этом следует отметить, что размер платы за коммунальные услуги может варьироваться от региона к региону, в зависимости от условий проживания, в том числе и от климата. Поэтому говорить о единой стоимости на жилищно-коммунальные услуги было бы неправильно.

Размер платы за коммуналку

Итак, от чего же зависит определение тарифа и плата за жилое помещение и коммунальные услуги? Порядок и правила начисления коммунальных платежей для населения устанавливаются непосредственно органами государственной власти на региональном или же местном уровне. При этом размер платы за коммунальные услуги для населения составляет ту сумму, которую рассчитали в зависимости от потребления услуг, фиксируемых приборами учета.

Если у граждан на территории жилой постройки не установлены так называемые счетчики, то законодательный порядок подразумевает начисления платежей в зависимости от норматива потребления тех или иных коммунальных услуг, установленного органами МСУ. Однако стоит отметить, что законодательный порядок регламентирует, что норматив потребления газа и света для населения может быть закреплен только на федеральном уровне.

Более детально порядок начисления платежей для населения РФ утверждается в многочисленных федеральных законах под номерами 416-ФЗ, 190-ФЗ, 69-ФЗ, 35-ФЗ, 210-ФЗ. Каждый из представленных нормативных актов включает в себя ключевые правила определения размера платы за определенный тип поставленных коммунальных услуг для граждан РФ.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг

Итак, законодательный порядок предусматривает определение конкретного состава коммунальных услуг, предоставляемых для населения. В частности, это прописано в Постановлении Правительства РФ под № 354. Таким образом, для граждан плата за коммунальные услуги включает в себя следующие пункты:

  • Холодное водоснабжение. В данном случае речь идет о круглосуточной поставке для населения воды, которая отвечает качествам безопасности. При этом следует отметить, что водоснабжение происходит как в многоквартирных постройках, так и частных домах.
  • Горячее водоснабжение населения. Подача воды надлежащего качества осуществляется посредством городской сети, что четко регламентирует законодательный порядок.
  • Водоотведение. Законодательные правила подразумевают дополнительные начисления, осуществляемые ежемесячно, за отвод сточных вод, вырабатываемых в процессе жизнедеятельности граждан.
  • Электроснабжение также включено в состав коммунальных услуг, которые доступны для населения РФ. При этом порядок предоставления электричества подразумевает круглосуточное электропитание как многоквартирных сооружений, так и частных домов граждан от городской сети.
  • Внесение платы за коммунальные услуги подразумевает включение в состав и такой статьи расходов населения, как газоснабжение. Газ, согласно законодательного порядка, должен быть доступен для граждан круглосуточно. При этом в определение и состав размера платежей также включается поставка газа посредством баллонов при отсутствии центральной сети.
  • Отопление также причисляется в состав коммунальных услуг, за которые ежемесячно вносится платеж, что устанавливает законодательный порядок. При этом качество услуг для граждан должно быть соответствующим. В частности, температура воздуха в помещении должна соответствовать НПА, которые утверждают правила предоставления коммунальных услуг.

Следует уточнить, что состав и структура коммунальных услуг, которые предоставляются для граждан, а также определение стоимости происходит только с учетом благоустроенности жилого помещения, в частности, наличия инженерных коммуникаций.

Фактические объемы и нормативы потребления коммунальных услуг

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги – это обязанность, которая возлагается на плечи всех граждан жилищным законодательством. Если обратиться к ст. 157 ЖК РФ, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги рассчитывается в соответствии с нормативами потребления, которые закрепляют законодательные правила. При этом следует отметить, что это определение происходит посредством снятия показаний, полученных с приборов учета, установленных в жилых постройках.

В том случае, если плата за жилое помещение и коммунальные услуги начисляется по нормативам, а не по фактическому потреблению, то в таких случаях предусмотрены дополнительные индексы, подразумевающие собой увеличение размера платежей.

Об этом гласят правила, подписанные Правительством РФ.

Нормативы потребления и, соответственно, плата за жилое помещение и коммунальные услуги рассчитываются в соответствии с условиями проживания и могут колебаться от региона к региону РФ. В частности, например, индексы, направленные на увеличение платежей, применяются в том случае, если в домах устанавливается дополнительное электрооборудование, или организуется личное подсобное хозяйство, огород и пр.

Приборы учета

Плата за жилые помещения и коммунальные услуги в большинстве случаев формируется с учетом данных, полученных со счетчиков. При этом законодательные правила устанавливают определенный порядок того, как должны быть установлены приборы учета, как следует снимать показания и эксплуатировать оборудование, и прочие вопросы, которые могут быть важны для потребителей.

Итак, внесение платы за коммунальные услуги и ее предельный размер, который формируется посредством снятия показаний с приборов учета, является более выгодным, чем если бы определение размера происходило посредством применения норматива. Только в этом случае плата за жилое помещение и коммунальные услуги будет зависеть от самого потребителя.

Законодательные правила и порядок классифицируют приборы учета по нескольким основаниям:

  • в зависимости от количества собственников (индивидуальные или общедомовые);
  • в зависимости от коммунальной услуги (газовые, электрические, водные и пр).

Ориентируясь на правила, включенные в состав законодательства РФ, все собственники жилья должны установить приборы учета в отведенный законом срок. Только в этом случае не будут применены индексы, направленные на повышение и изменение размера платы за коммунальные услуги, которая вносится на счет ежемесячно.

Кроме того, все граждане обязуются осуществлять проверку и замену счетчиков в срок, закрепленный законодательством РФ.

Безусловно, подобные правила неоднократно подвергались критике со стороны граждан, так как за любое действие вносится дополнительная финансовая плата, что вызывает собой увеличение издержек населения. Многие уповают, что это нарушение интересов граждан. Но если обратиться к НПА, то, как таковое нарушение не происходит.

Расчет размера квартирной платы и тарифа. Расчет платы за услуги ненадлежащего качества

Расчет и перерасчет размера платы за коммунальные услуги – одна из самых злободневных тем, которая неоднократно становилась предметом обсуждения практикующих юристов. Это связано с тем, что эта тема включена в состав нашей повседневной жизни. Однако не всегда и не все граждане могут понять, как применяются индексы, направленные на повышение или снижение платежей, почему оплата услуг должна происходить ежемесячно, а нарушение подобного условия, то есть невнесение, может караться законодателем. Интересует вопрос и о том, как происходит перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Расчет и перерасчет размера платы за коммунальные услуги формируется с учетом социальной нормы, которую останавливают госорганы власти на уровне субъектов РФ. Кроме того, во внимание берутся тарифы, индексы, направленные на повышение платежей в зависимости от региона РФ, которые включены в обязательный состав платежного документа. При этом сама структура тарифной сетки утверждается ресурсной компанией, которая считается поставщиком той или иной коммунальной услуги.

Кроме того, законодателем предусмотрена возможность осуществлять расчет и перерасчет размера платы за коммунальные услуги дифференцировано. Иными словами, предельный размер тарифа на услугу будет зависеть от категории граждан, в которую входит тот или иной субъект правоотношений. Так, для льготников предусмотрен индекс, который снижает стоимость коммунальных услуг. Для юридических лиц, напротив, индексы могут повлечь за собой повышение стоимости.

В том случае даже если повышающие индексы будут установлены, а нарушение прав и интересов граждан при этом не происходит, то расчет платежей происходит с учетом подобных надбавочных коэффициентов.

Но при этом индекс не может превышать предельный (максимальный) уровень, закрепленный в том или ином субъекте РФ. Этот пункт также вносится в платежный документ.

Кроме того, индексы, направленные на повышение или, наоборот, снижение тарифов могут быть установлены в зависимости от времени суток, когда предоставляется коммунальная услуга, включены ли в тарификацию двухкомпонентные (двухставочные) цены и пр.

Несмотря на то, что расчет коммунальной платы тщательно проработан законодателем, на практике встречаются повсеместно случаи недобросовестных начислений. В такой ситуации гражданин может написать заявление на перерасчет. В частности, заявление должно содержать основание подобного перерасчета: временное отсутствие по адресу проживания, ненадлежащее качество поставляемых услуг, в том числе недоступность услуг на определенное время и пр.

Нарушение оплаты со стороны абонента

Даже если потребитель не согласен с тем или иным тарифом, то он обязуется вносить плату за услуги. Невнесение финансовых средств является прямым нарушением закона. Иными словами, невнесение оплаты может привести к наложению определенных санкций со стороны поставщика услуг. В частности, невнесение может повлечь за собой отключение абонента от городских сетей.

В том случае если будет выявлено нарушение, то есть платеж не вносится на протяжении нескольких расчетных периодов, то поставщик услуг должен направить заявление (уведомление) в адрес потребителя о необходимости исполнить свои обязательства. Кроме того, если нарушение условий предоставления коммунальных услуг происходит на протяжении многих месяцев, то заявление может быть адресовано в судебный орган.

Заявление должно содержать аргументированные факты того, что оплата не вносится на расчетный счет абонентом по неуважительным причинам.

Заявление должно быть представлено либо в письменной форме, либо в электронном виде. При этом заявление должно содержать исчерпывающую информацию как о потребителе, так и о поставщике того или иного спектра коммунальных услуг. Если исковое заявление будет одобрено судебным органом в пользу истца, то есть нарушение будет выявлено, то возможно принудительное взыскание финансовых средств с должника.

Взыскание – один из самых действенных правовых механизмов, который позволяет устранить дефицит бюджета коммунальных компаний. Принудительное взыскание задолженности осуществляется уполномоченными на то органами власти. Однако абонент может подать встречное заявление в судебный орган с целью защиты своих интересов, чтобы произошла отмена решения, направленная на принудительное взыскание. Но как показывает практика, удовлетворение такое заявление скорее всего не найдет, так как налицо выявляется факт злостного уклонения от исполнения обязанностей.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

выселение

Добрый день! Интересует, имеются ли правовые основания для принудительного выселения собственника доли коммунальной квартиры при злостном уклонении от уплаты ЖКУ по инициативе/иску сособственников жилого помещения?

Ольга16.12.2018 12:35

Добрый день! Если у него в собственности две комнаты, то можно обязать его продать одну комнату в счет уплаты долга. Но если у него одна комната, то его нельзы выселить. Согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод – "МИП".

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Сайботалов Вадим Владимирович
Сайботалов Вадим Владимирович16.12.2018 18:24
Приходите на консультацию, мы Вам поможем
17.12.2018 10:17

выселение

Добрый день! Интересует, имеются ли правовые основания для принудительного выселения собственника доли коммунальной квартиры при злостном уклонении от уплаты ЖКУ по инициативе/иску сособственников жилого помещения?

Ольга16.12.2018 12:35

Добрый день! Если у него в собственности две комнаты, то можно обязать его продать одну комнату в счет уплаты долга. Но если у него одна комната, то его нельзы выселить. Согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод – "МИП".

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Сайботалов Вадим Владимирович
Сайботалов Вадим Владимирович16.12.2018 18:28
Приходите на консультацию, мы Вам поможем
17.12.2018 11:14

МОП для расчета ОДН электроэнергии

Что входит в суммарную площадь помещений общего имущества в МКД для расчета ОДН электроэнергии

Алена11.07.2018 12:54

Здравствуйте! Расчет ОДН по электроэнергии производится по формуле 34 приложения N 2 в отношении суммарной площади помещений общего имущества в МКД, перечисленного в п.п. 1, 2 ч.1 ст. 36 ЖК РФ: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации иное оборудование, обслуживающее более одного помещения в данном доме. 

Федорова Любовь Петровна
Федорова Любовь Петровна22.08.2018 22:14
Алена23.08.2018 14:29

Наша УК находиться в городе Тюмени. ГЖИ нам выдало предписание о том что мы не правильно применили для расчета места общего пользования и сослались на РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТа ТАРИФНОЙ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 августа 2017 года N 290/01-21 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ, НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЦЕЛЯХ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, где указывается в п.5 что 5. " При определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам." В данном распоряжении нет чердачных и подвальных помещений. Вопрос кто прав УК что применили согласно ЖК подвалы и чердачные помещения или ГЖИ?

Добрый день, Алена. На основании положений абз. 2 п. 2 ст. 235 и п. 1 ст. 290 ГК РФ, а также ст. 36 ЖК РФ общей долевой собственности принадлежат помещения, не являющиеся частями квартир, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.Таким образом, к общей долевой собственности законом отнесены технические этажи, т.е. подвальные помещения, чердачные помещения, в которых имеются инженерные коммуникации, а также иное обслуживающее более одного помещения оборудование.

Сайботалов Вадим Владимирович
Сайботалов Вадим Владимирович04.09.2018 16:57
Да, все верно, согласен с коллегой
23.08.2018 10:25