Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Земли оздоровительного назначения

Основное предназначение земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов – лечение и отдых граждан.


Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Понятие и состав земель

На законодательном уровне рассмотрение земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется отдельно от остальных земель подобной категории. Согласно Земельному кодексу РФ данные участки относятся к территориям, на которых устанавливается санитарная охрана со стороны государства. Основное предназначение земель данной категории – лечение и отдых граждан.

Точное понятие оздоровительных земель и земель курортов определено в нормативно-правовых актах федерального уровня. Согласно соответствующему закону такими землями признаются определенные объекты недвижимости, на которых допускается расположение:

  • лечебно-профилактических, оздоровительных и курортных организаций, предназначенных для обеспечения возможности граждан отдохнуть;
  • прочих зданий, эксплуатирующихся организациями и учреждениями;
  • объектов инфраструктуры, необходимых для оздоровления и отдыха граждан.

Ввиду того, что, как правило, подобные учреждения и организации располагаются на уникальных по своим свойствам местах, к примеру, вблизи от природного источника или скопления минералов, оказывающих благотворное воздействие на организм, данные земли находятся в собственности государства, субъектов государства или отдельных муниципальных образований.

В Земельном кодексе России выделяется следующий состав лечебно-оздоровительных земель:

  • земли, которые обладают какими-либо природными ресурсами, оказывающими лечебное воздействие на организм человека;
  • земли, обладающие благоприятным для человека климатом;
  • земли, совокупность природных условий которых благотворно влияет на процесс выздоровления человека.

Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей, природные лечебные ресурсы данных земель

В качестве основных назначений земель лечебно-оздоровительных местностей выделяются следующие:

  • оздоровительное;
  • рекреационное;
  • природоохранное.

Правовой режим данных объектов недвижимости регулируется соответствующими нормативно-правовыми актам федерального уровня, в частности, федеральным законом.

На законодательном уровне отдельно выделяется понятие «природные лечебные ресурсы», под которыми подразумеваются:

  • лечебные грязи;
  • минеральные воды;
  • рапа лиманов и озер;
  • лечебный климат;
  • прочие природные лечебные ресурсы и совокупность определенных условий, которые оказывают благоприятное воздействие на организм человека и способствуют его оздоровлению.

Такие лечебные ресурсы России могут быть использованы не только по своему целевому назначению - для лечения человека, но и для профилактики различных заболеваний, для обеспечения комфортного отдыха.

Санитарная охрана территории Российской Федерации

На государственном уровне ежегодно принимается множество программ, цель которых – обеспечение порядка и сохранение существующих благоприятных и экологических условий, использующихся для организации лечения и профилактики различных заболеваний у человека. В качестве одного из таких способов сохранения природные богатства России применяется санитарная охрана территории Российской Федерации, в рамках которой были установлены специальные санитарные зоны.

Границы, а также правовой режим этих исключительных зон устанавливается и регулируется на уровне земельного законодательства исполнительными органами власти и Правительством РФ.

Чтобы упросить процедуру контроля за сохранением порядка на таких зонах, они делятся на три вида:

  • 1 -ая зона санитарной охраны предполагает запрет на любое проживание и ведение хозяйственной деятельности в пределах ее границ. Единственные работы, которые допускается проводить на данной территории, - исследовать природные лечебные ресурсы. Данные действие допускаются только при условии использования в работе экологически чистых технологий, которые не причинят вреда природе. Данный режим должен быть обеспечен самим пользователями.
  • 2-ая зона санитарной охраны не допускает строительства в пределах своей территории разнообразных зданий и сооружений, за исключением объектов недвижимости, предусмотренных непосредственно для создания и развития сферы лечения и курортного отдыха. В пределах второй зоны запрещено проводить любые работы, пагубно воздействующие на окружающую среду. Любая хозяйственная деятельность, проводимая на данных территориях, должна иметь в своей основе задачу по защите месторождений грязи и минеральных вод, разнообразных парковых зон и помещений, составляющих санаторий.
  • 3-тья зона, в которой может осуществляться и горно-санитарная охрана, также подразумевает некоторые ограничения на размещение организаций сельскохозяйственного и промышленного назначения. Кроме того, в пределах такой зоны не допускается ведение деятельности, которая сопровождается загрязнением окружающей среды, а также и природных лечебных ресурсов. При выполнении любого вида деятельности необходимо следить за тем, чтобы она не истощала природные лечебные ресурсы. Режим назначенной зоны должен быть обеспечен гражданами, проживающими на данных территориях.

Осуществление правового регулирования по обеспечению охраны озера Байкал

Правовое регулирование, необходимое для обеспечения охраны озера Байкал, осуществляется через Земельный кодекс РФ, а также соответствующий нормативно-правовой акт, который содержит в себе все требования законодательства по охране этого природного объекта, – Федеральный закон РФ № 94 «Об охране озера Байкал».

Так, согласно данному документу, в целях охраны экологической системы озера и прилегающих к нему округов, в назначенных границах данной зоны разработан определенный режим ведения хозяйственной и любой другой предпринимательской деятельности. За соблюдением законов следит служба по охране природы и озера Байкал.

В рамках введения подобных ограничений на федеральном уровне, для ведения деятельности на данной территории, прилегающей к озеру Байкал и на самом озере, требуется соблюдение определенных принципов, которые регулирует служба по охране природы и озера Байкал:

  • при разработке и согласовании программы приоритет отдается тому виду деятельности, который не приводит к нарушению уникальность экологической зоны озера, а также природных ландшафтов этой водоохраной зоны.
  • в ходе промышленной деятельности осуществляется программа учета комплекса воздействия данных мероприятий на экологическую систему Байкала, признанную уникальной;
  • в рамках деятельности должно согласовываться сбалансированное решение существующих социально-экономических задач и задач, направленных на охрану уникальной системы озера. Особое внимание уделяется принципам устойчивого развития;
  • обязательно требуется прохождение государственной экологической экспертизы и получение заключения данной экспертизы;

На законодательном уровне утверждается определенный перечень видов деятельности, которые полностью запрещены или частично ограничены в пределах особо охраняемой территории Байкала.

За соблюдением данной программы следит служба по охране природы и озера Байкал.

В первую очередь, в данном округе утверждается запрет на ведение любой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на само озеро и на прилегающую к нему территорию:

  • химическое загрязнение всего озера или одной его отдельной части;
  • физическое изменение всего состояния озера в целом или его определенной части. Под физическими изменениями предполагается изменение температуры, показателей уровня воды;
  • биологическое изменение озера, связанное, в частности, с разведением водных биологических объектов, не свойственных данной экологической системе.

Также по программе в пределах Байкальской территории запрещено строительство каких-либо хозяйственных объектов, а также реконструкция действующих объектов без получения соответствующего разрешения уполномоченных государственных органов на совершение данных действий.

Общий перечень видов деятельности, которые запрещены в данной экологической зоне, разработан и установлен соответствующим Постановлением Правительства РФ.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по земельным вопросам
Юрист по земельным вопросам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по земельному праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут