Общая характеристика общественной экологической экспертизы
Согласно ст. 20 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об экологической экспертизе" общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из данного определения, можно выделить инициаторов данного вида экологической экспертизы:
- органы местного самоуправления;
- граждане;
- общественные организации (объединения).
Проводить общественную экологическую экспертизу вправе каждая общественная организация (объединение), которая занимается вопросами охраны природной среды и зарегистрирована в установленном порядке.
Законодатель наделяет граждан и местные органы власти правом стать инициатором общественной экологической экспертизы, но принимать окончательное решения об ее проведении может только общественная организация.
И государственная, и общественная экспертизы могут проводиться в отношении одних и тех же объектов, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну
По временному критерию общественная экспертиза проводится одновременно с государственной или до нее. Так как целесообразнее ознакомиться с выводами общественной экологической экспертизы до подписания и утверждения заключения государственной.
Права общественных организаций
Для получения достоверного и полного заключения по экологической экспертизе законодатель наделил общественные организации специальными правами:
- в необходимом объеме, предусмотренном в законодательстве, получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
- изучать нормативно-техническую документацию, устанавливающую требования к проведению государственной экологической экспертизы;
- принимать участие как наблюдатели или через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, а также при обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Условия для проведения общественной экологической экспертизы
Относительно условий проведения общественной экологической экспертизы в законодательстве можно найти противоречия. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливает, что общественная экологическая экспертиза может быть проведена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций органом местного самоуправления. Однако, при прочтении данного положения вспоминается ст. 30 Конституции России, которая гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Получается, что при наличии в уставе общественной организации пункта о проведение общественной экологической экспертизы, организация имеет право организовать ее без дополнительного согласования.
Тем не менее, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает то, что орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать либо отказать в данной процедуре. Если по истечении предусмотренного срока в принятии заявления не было отказано, то оно считается зарегистрированным.
Заявление должно включать следующую информацию:
- наименование организации,
- юридический адрес,
- характер предусмотренной уставом деятельности,
- состав экспертной комиссии,
- информацию об объекте общественной экологической экспертизы,
- сроки ее проведения.
Общественная организация перед проведением общественной экологической экспертизы должна оповестить население о начале и после составления заключения о результатах ее проведения.
Основания для отказа в государственной регистрации заявления об инициации общественной экологической экспертизы
Ст. 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» приводит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:
- - в отношении данного объекта уже 2 раза проводилась общественная экологическая экспертиза;
- - заявление о проведении общественной экологической экспертизы подано касательно объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- - общественная организация не зарегистрирована в установленном порядке,
- - устав общественной организации не предусматривает проведение общественной экологической экспертизы;
- - содержание заявления не соответствует требованиям законодательства.
Различия государственной и общественной экологических экспертиз
- Общественная экспертиза по своей природе инициативная и добровольная, а государственная - обязательная.
- Заключение государственной экологической экспертизы по определению обладает юридической силой. А заключение общественной экологической экспертизы приобретает ее только после утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется:
- специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу,
- заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе,
- органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, - органам местного самоуправления
- другим заинтересованным лицам.
Также оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.
Если общественные объединения и местное население будут не согласны с выводами государственной экологической экспертизы, нарушающими их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.