Понятие государственного экологического надзора
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.
Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования - Росприроднадзор. Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ. Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.
Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.
Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора - структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Главные задачи, которые возложены на Управление:
- Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
- Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
- Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.
Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.
Структура Управления включает в себя следующие отделы:
- отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
- отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
- отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
- отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
- отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.
Виды государственного экологического надзора
- земельный надзор;
- надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- надзор за обращением с отходами;
- надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- надзор в области охраны водных объектов;
- экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
- экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
- надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- надзор в области охраны озера Байкал;
- федеральный лесной надзор;
- экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
- надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
- федеральный охотничий надзор.
Порядок осуществления государственного экологического надзора
Основная задача государственного экологического надзора - это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.
Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года. Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план. Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.
Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства, или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.
Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:
- Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
- Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
- Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
- Составление протоколов при выявлении нарушений.
- Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
- Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.
Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:
- Причинение вреда окружающей среде;
- Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
- Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.
При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда. Как правило, за нарушение экологического законодательства должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.