Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Договоры в недвижимости и строительстве » Концедент

Концедент

В данной статье рассматривается правовой статус концедента, включающий правомочия концедента и обязанности. Раскрывается такой актуальный вопрос, как плата концедента.


Концедент

Концендентом признается обладатель права собственности на объект концессионного соглашения. В качестве концедента могут выступать:

  • Государство, от имени которого выступает Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен на то Правительством, в случае если соглашение заключено в отношении объектов, право собственности на которые принадлежит государству или в отношении объектов соглашения, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
  • Субъект РФ, интересы которого представляет орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ.
  • Муниципальное образование, полномочия которого осуществляет орган местного самоуправления, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В зависимости от момента возникновения прав и обязанностей, их принято разделять на:

  • права и обязанности, возникшие на стадии заключения соглашения;
  • права и обязанности, возникшие в момент исполнения обязательств по соглашению.

Полномочия концедента

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предоставляет концеденту полномочия, которые создают дополнительные гарантии надлежащего исполнения концессионером принятых на себя обязательств.

Однако, законодательно полномочия концедента предусмотрены только на стадии заключения концессионного соглашения.

Исходя из положений ч. 6 ст. 23 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концедент вправе вносить изменения в конкурсные документы при условии продления срока подачи заявлений на участие в конкурсе не менее чем за 30 дней со дня внесения таких изменений.

В соответствии с ч. 6 ст. 29 закона, концедент вправе рассмотреть конкурсное предложение, представленное единственным участником конкурса. Если такая заявка соответствует условиям конкурса, то концедент имеет право заключить с участником конкурса концессионное соглашение, в соответствии с критериями, содержащимся в представленном им конкурсном предложении. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью обеспечения выгоды концедента при заключении соглашения с лицом, предложившим преимущественные условия для собственника недвижимости, а также соответствует требованиям, которые предъявлены к концессионеру. Указанное лицо проходит предусмотренный конкурсом отбор и его предложение соответствует условиям конкурса, тогда как проведение нового конкурса потребует новых материальных и временных затрат.

Что касается полномочий концедента по уже заключенному соглашению, то законодатель отдельным положением не регламентирует такие права, за исключением положений статьи 8 и 9 закона, которые предусматривают права концедента лишь на осуществление контроля за исполнением соглашения. Установление данного права за концедентом связано с тем, что объекты концессионного соглашения имеют общественную значимость.

Однако, исходя из общих положений законодательства, можно выделить некоторые правомочия концедента. Так, концедент вправе осуществить следующие действия:

  • принять на себя часть расходов на создание или реконструкцию объекта соглашения;
  • принять на себя часть расходов на эксплуатацию объекта соглашения;
  • предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством.

Юридическая доктрина отмечает недостаток норм в законе «О концессионных соглашениях», регулирующих правомочия концедента. В связи с данным обстоятельством, в науке предложено наделить концедента следующими правами:

  1. Требовать от концессионера улучшения и усовершенствования объекта соглашения.
  2. Временно отстранять концессионера от исполнения обязательств по соглашению при нарушении им условий соглашения (по решению суда).
  3. Расторгнуть концессионное соглашение во внесудебном порядке при существенном нарушении положений соглашения.

По мнению ученых, данные полномочия концедента расширят его возможности относительно реализации концессионного соглашения.

Обязанности концедента

Законодательно обязанности концедента так же предусмотрены только на стадии заключения концессионного соглашения.

Так, основной обязанностью концедента, в соответствии с положениями законодательства, является передача концессионеру объекта концессионного соглашения или другого имущества в срок, который установлен концессионным соглашением.

Указанная обязанность концедента следует из общего понятия отношений, возникающих в ходе реализации концессионного соглашения. При этом, при прекращении соглашения, концессионер в соответствии с ч. 1 ст. 14 закона обязуется предоставить концеденту объект концессионного соглашения, а также иное имущество, предусмотренное законодательством, в срок, установленный концессионным соглашением.

Помимо этого, Федеральный закон «О концессионных соглашениях» устанавливает обязанность концедента, при проведении закрытого конкурса, предоставить всем участникам надлежащую конкурсную документацию. Также, норма предусматривает обязанность концедента предоставлять разъяснения положений конкурсной документации, в случае поступления соответствующих вопросов от претендентов.

Как и относительно прав, в юридической науке существует мнение о недостатке обязанностей концедента. Однако, на данный момент времени, вопрос о дополнении обязанностей концедента разрешается напрямую в концессионном соглашении путем установления соответствующих дополнительных пунктов.

Плата концедента

Плата концедента представляет собой финансовое обязательство, предел которого установлен в решении о заключении концессионного соглашения и является критерием концессионного конкурса. Законодательством не определены цели, структура и порядок внесения платы концедента. На практике она представлена в виде платежа за эксплуатационную готовность объекта концессионного соглашения, начало выплаты которого связано с вводом объекта в эксплуатацию. Плата концедента распространяется на все виды объектов концессионного соглашения.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в гл. 11 определяет плату концедента как расходное обязательство публично-правового образования, которое возникает на основании заключенного из концессионного соглашения.

Плата концедента может состоять из:

1) денежных платежей, определенных в твердой сумме, вносимых единовременно или периодически. В таком случае в концессионном соглашении должна быть предусмотрена определенная в рублях конкретная денежная сумма, а также установлен срок или сроки внесения такой суммы;

2) определенной соглашением доли полученных в результате использования имущества продукции доходов или плодов. В таком случае речь идет о передаче концессионером концеденту определенных материальных ценностей или денежных средств, полученных концессионером в результате использования объекта соглашения.

Плата концедента позволяет сформировать эффективный механизм контроля за исполнением концессионером собственных обязательств по концессионному соглашению, так как в зависимости от условий концессионного соглашения размер платы концедента в соответствующем периоде может быть уменьшен на сумму штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнением концессионером своих обязательств.

Как правило, плата концедента состоит из трёх составляющих:

  1. Операционная часть - предназначена для возмещения затрат на эксплуатацию и содержание объекта концессионного соглашения, включая текущий ремонт и операционные и административные расходы концессионера.
  2. Капитальная часть (срочная) - предназначена для обеспечения обслуживания заёмных средств и минимального уровня коэффициента покрытия обслуживания долга. Эта составная часть должна быть выплачена до момента полного погашения заемных средств.
  3. Капитальная часть (постоянная) - предназначена для обеспечения доходности на вложенные собственные средства акционера. Имеет фиксированный размер, в соответствии с конкурсным предложением концессионера. Эта составная часть выплачивается на протяжении всего срока договора.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Концессия

Имеет ли ИП, арендатор земли стать концедентом для передачи земли под строительство санатория

Ахмедa21.12.2021 05:51
Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна21.12.2021 23:39

Концессионное соглашение

Я заключила договор концессии на банный комплекс. По условиям концессии я должна реконструкцию данного объекта бани . Договор подписан ,зарегистрирован в юстиции. Я хотела узнать могут по моей просьбе изменить договор концессии ?

Альбина 06.12.2021 20:00

Добрый день! Изменение, расторжение и прекращение концессионного соглашения https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/izmenenie-rastorzhenie-i-prekrashhenie-koncessionnogo-soglasheniya.html 

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна07.12.2021 17:27

плата за подключение (технологическое присоединение)

Водоканал является акционерным обществом, без доли собственности государства. Объекты водоснабжения на праве собственности у Водоканала. Отсутствует инвестиционная программа. Мощности сетей достаточно. Существует техническая возможность подключения новых абонентов. Устанавливается ли в таком случае плата за подключение, ведь подключении (технологическом присоединении) происходят материальные затраты?

Татьяна28.11.2021 09:55

Добрый день! Постановление Правительства РФ от 15.06.2017 N 713 (ред. от 21.12.2018) "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении... III. Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства и порядок расчетов. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 09.03.2019) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике",...  Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О концессионных соглашениях"  Статья 3. Концессионное соглашение. Концедент https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/koncedent.html 

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна28.11.2021 18:02

плата за концессию

На что могут расходоваться средства полученные концедентом от концессионера по концессионному соглашению в части объектов тепло-водоснабжения!

Анастасия24.11.2021 21:06
Согласно Статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" определены  Условия концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем:
1. Концессионное соглашение, объектом которого являются объекты, указанные в части 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, наряду с предусмотренными частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона должно содержать следующие существенные условия:
1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);
2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий;
3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);
4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера);
5) порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);
6) обязательства концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, в том числе по выполнению кадастровых работ и осуществлению государственной регистрации права собственности концедента на имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в соответствии с частью 15 статьи 3 настоящего Федерального закона в срок, равный одному году с даты вступления в силу концессионного соглашения;
7) возможность переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения", в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.
2. Указанным в пункте 5 части 1 настоящей статьи порядком может предусматриваться возмещение расходов концессионера при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения указанных расходов концессионера, но не более чем на пять лет, или при условии возмещения указанных расходов с учетом нормы доходности инвестированного капитала. Срок возмещения расходов концессионера при условии непродления срока действия концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей статьей, не может превышать два года.
3. В случае, если права на недвижимое имущество, переданное концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, концессионер обязан в течение одного года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество, в том числе при необходимости выполнение кадастровых работ в отношении такого имущества. Указанный срок исчисляется с даты заключения концессионного соглашения. Доверенность без права передоверия сроком на один год на право представления от имени концедента заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество предоставляется концедентом по запросу концессионера в течение 30 календарных дней со дня получения такого запроса. Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество, передача которого концессионеру предусмотрена концессионным соглашением, считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. В случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением.
4. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям, в том числе к определению величины такой гарантии. Указанная величина подлежит обязательному отражению в концессионном соглашении в виде процентного значения от суммы обязательств концессионера по его расходам на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения.
5. Правительство Российской Федерации определяет особенности тарифного регулирования, а также особенности согласования, утверждения и внесения изменений в инвестиционные программы в отношении организаций, эксплуатирующих на основании концессионного соглашения объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
6. К условиям концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не относятся включенные в конкурсную документацию в соответствии с пунктами 4 - 7, 9 - 11 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона цены, величины, значения, параметры.
7. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не допускаются:
1) передача концессионером прав владения и (или) пользования объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, в том числе передача таких объектов в субаренду;
2) уступка права требования, перевод долга по концессионному соглашению в пользу иностранных физических и юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, передача прав по концессионному соглашению в доверительное управление;
3) передача объекта концессионного соглашения в собственность концессионера и (или) иных третьих лиц, в том числе в порядке реализации преимущественного права на выкуп имущества, переданного в соответствии с концессионным соглашением;
4) нарушение иных установленных настоящим Федеральным законом запретов.
Для точного ответа на Ваш вопрос необходимо изучить условия Вашего конкретного концессионного соглашения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна25.11.2021 19:16

НДС в рамках договора коммерческой концессии

По концессионному соглашению нами построен объект подрядчиками с применением ОСНО. Частично проект инвестировался муниципальным учреждением .Теперь муниципальное учреждение навязывает нам включение НДС в стоимость объекта. Как нам быть.

Ирина19.11.2021 20:17

Добрый день, Ирина. Получение от концедента (органа госвласти и управления, органа местного самоуправления) имущества (федерального, муниципального имущества, имущества субъектов РФ) с точки зрения исчисления НДС "включает" абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ. Несмотря на то что речь здесь идет только об аренде публичного имущества, Минфин, проанализировав нормы Закона N 115-ФЗ (ст. ст. 3 и 7) и положения гражданского законодательства (ст. 606 ГК РФ), пришел к выводу, что условия концессионного соглашения на этапе эксплуатации объекта концессионного соглашения аналогичны условиям договора аренды (Письмо от 22.05.2012 N 03-07-11/151).Значит, концессионер (как налоговый агент) с сумм концессионной платы, вносимой концеденту в порядке и сроки, которые оговорены в КС, обязан исчислить, удержать и перечислить НДС. Причем при применении им (концессионером) специального налогового режима он от указанных обязанностей не освобождается, что в отношении "упрощенцев", например, подчеркнуто в Письмах Минфина России от 24.02.2016 N 03-11-06/2/10247, от 26.03.2015 N 03-11-06/2/16720.

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна20.11.2021 08:36

плата за подключение (технологическое присоединение)

Водоканал является акционерным обществом, без доли собственности государства. Объекты водоснабжения на праве собственности у Водоканала. Отсутствует инвестиционная программа. Мощности сетей достаточно. Существует техническая возможность подключения новых абонентов. Устанавливается ли в таком случае плата за подключение, ведь подключении (технологическом присоединении) происходят материальные затраты?

Татьяна09.11.2021 05:49

Добрый день! Концедент https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/koncedent.html Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О концессионных соглашениях"  Статья 3. Концессионное соглашение. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/6174818558da6d719f95cbeb7c308b2733e6b5f9/  Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (ред. от 28.02.2019) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения",... V. Определение платы за подключение. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 09.03.2019) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике",... Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям. Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru  По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна10.11.2021 03:33

концессионное соглашение

Объекты водоснабжения на праве собственности у частного лица. Может ли это частное лицо выступать в качестве концедента и существуют ли такие соглашения?

Татьяна07.11.2021 17:14

Добрый день! Частное лицо не может выступать в качестве концедента. В качестве концедента могут выступать: Государство, от имени которого выступает Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен на то Правительством, в случае если соглашение заключено в отношении объектов, право собственности на которые принадлежит государству или в отношении объектов соглашения, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства. Субъект РФ, интересы которого представляет орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ. Муниципальное образование, полномочия которого осуществляет орган местного самоуправления, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/koncedent.html  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/8d6a98cb45464aa8bd2fcbdb5d17760f0c674677/  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/6174818558da6d719f95cbeb7c308b2733e6b5f9/ 

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна08.11.2021 12:57

Может ли в концессионном соглашений в качестве концессионера выступать несколько муниципальных образований?

При заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения принято решение передать все им-во, бывшее в эксплуатации МУП города (первое муниципальное образование) передать в концессию. У МУПа в эксплуатации было имущество города и в аренде -им-во сельских поселений. В настоящее время договора аренды заканчиваются и заключить новые не представляется возможным, т.к. срок эксплуатации объектов теплоснабжения свыше 5 лет. Может ли, при заключении концессионного соглашения в качестве концессионеров выступать несколько муниципальных образований -владельцев объектов концессионного соглашения?

Ирина14.10.2021 09:19

Здравствуйте, необходимо рассмотреть более обстоятельнее ситуацию. Вы можете обратиться к нашим специалистам, предварительно записавшись по телефону, указанному на сайте. Специалисты проконсультируют в данном вопросе. Для скидки 50% на консультацию Промокод "МИП 10".

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна15.10.2021 04:43