Описание проблемы:
При приобретении автомобиля в автосалоне одновременно с заключением договора купли-продажи был заключен договор страхования, который назван «абонентский договор».
Стоимость абонентского договора составляет 400 000 рублей. Однако, при приобретении транспортного средства стоимость услуг страхования клиенту была названа иная, реальную стоимость покупатель обнаружил после подписания договора.
После заключения данного договора прошло менее 14 дней, в связи с чем покупатель обратился за расторжением, однако получил отказ, поскольку данный договор не является договором страхования..
При попытке расторгнуть абонентский договор потребителю обычно отказывают и говорят, что это невозможно, либо отказываются вернуть денежные средства, уплаченные по договору.
Однако, такой отказ не является законным.
Более того, заключение подобного договора зачастую навязывается потребителю, например, при приобретении автомобиля.
Как только потребителям разрешили отказываться от навязанных им при покупке автомобилей страховок в течение 14 дней, автосалоны стали искать новый способ заработать на своих покупателях. Одной из навязанных потребителю новых услуг стали различные абонентские подписки, платежи по которым могут быть скрыты в договорах купли-продажи.
При попытке вернуть деньги за услуги, которые покупатель не собирался приобретать, ему, конечно же, отказывают.
В таких случаях потребителю тем более не могут отказать в возврате денег.
Возможно ли расторжение абонентского договора в одностороннем порядке заказчиком?
По абонентскому договору абонент вносит определенные платежи за право требовать от исполнителя предоставления каких-то услуг или иного исполнения (ст.429.4 Гражданского кодекса).
Плата может быть как в виде периодических платежей, так и фиксированная одним платежом.
Договор заключается на определенный срок и прекращает свое действие, даже если к этому моменту требование так и не будет заявлено.
Если абонент не пользуется услугами, это не является основанием для освобождения его от обязанности осуществлять платежи или для возврата фиксированной платы.
При установлении возможности расторжения абонентского договора в одностороннем порядке необходимо определить суть сложившихся между сторонами отношений.
В рассматриваемом случае фактически между сторонами заключен договор возмездного оказания услуг.
Заказчик может немотивированно (то есть при отсутствии на это каких-либо причин) расторгнуть договор оказания услуг в одностороннем порядке путем отказа от исполнения договора в любое время.
Отказ реализуется путем направления уведомления другой стороне во внесудебном порядке. Уведомление желательно направить почтой заказным письмом по юридическому адресу исполнителя либо вручить его нарочно.
Сроки и порядок направления уведомления могут быть предусмотрены договором.
Договор будет считаться расторгнутым после получения уведомления или в иной предусмотренный договором срок (ст.450.1 Гражданского кодекса).
Таким образом, заказчик может отказаться от абонентского договора в одностороннем порядке.
Последствия одностороннего отказа от абонентского договора
Если по абонентскому договору была внесена фиксированная плата за весь срок действия договора, то по общему правилу она не подлежит возврату при его прекращении.
Особенности при расторжении договора абонентского обслуживания потребителем
Однако, если договор заключен с клиентом для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, к отношениям должны применяться не только нормы Гражданского кодекса, но и нормы законодательства о защите прав потребителей.
Отказ от любой услуги до момента ее исполнения – безусловное право потребителя, гарантированное ст.32 Закона о защите прав потребителей. Для этого достаточно направить уведомление об отказе от исполнения договора.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, являются ничтожными, то есть не имеют юридической силы (п.1 ст.16 Закона о защите прав потребителей).
ВАЖНО! Положение о том, что абонентский платеж по абонентскому договору возврату не подлежит с учетом ст. 16 Закона о защите прав потребителей является ничтожным.
При отказе от абонентского договора потребитель вправе требовать возврата денег за период, на который договор досрочно прекращен (п. 10 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда 18 октября 2023 г.).
Однако, возможны некоторые случаи, при которых потребитель имеет право на полный возврат уплаченных по абонентскому договору денежных средств.
Особенности при отказе от абонентского договора потребителем, если его заключение было навязано
Зачастую такие договоры, как опционный, абонентский и прочие навязываются потребителю при приобретении какого-либо товара, например, при покупке в автосалоне автомобиля.
Например, потребителю могут говорить, что заключение абонентского договора является обязательным для приобретения автомобиля, и что от этой услуги нельзя отказаться.
Абонентский договор может быть включен в основной договор купли-продажи, и покупатель может даже не заметить, что одновременно с покупкой автомобиля он приобрел еще какие-то дополнительные услуги.
Также на словах иногда покупателю предлагаются услуги страхования, а по факту с ним заключают договор абонентского обслуживания, иногда еще и по более высокой стоимости, то есть покупатель вообще не заказывал такую услугу,
Если у потребителя не было возможности отказаться от дополнительной услуги, в том числе, если он ее вообще не заказывал или был о ней не в курсе, это расценивается как навязывание услуг потребителю и недобросовестное поведение продавца.
В частности, Роспотребнадзор давал разъяснения о том, что в гражданском праве молчание не является формой согласия. Поэтому если продавец или исполнитель рассчитывают на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав – это может рассматриваться как недопустимое недобросовестное поведение.
Потребителям, которые столкнулись с ущемлением своих имущественных прав, то есть понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров и услуг), необходимо обращаться к виновному лицу с претензией, а в случае если вопрос не разрешен - в территориальные органы Роспотребнадзора. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования (Информация Роспотребнадзора от 5 ноября 2020 г.).
ВАЖНО! Навязывание дополнительных услуг запрещено статьей 16 Закона о защите прав потребителей.
Навязывание дополнительных услуг потребителю влечет за собой предусмотренные законом последствия.
Условия, которые предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя, относятся к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя (пп.6 п.2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Положения, устанавливающие перечень недопустимых условий договора с потребителем, вступили в силу 01.09.2022 г., но распространяются и на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
ВАЖНО! Исполнитель должен возместить потребителю все убытки, включая стоимость навязанной услуги.
Таким образом, если абонентский договор был навязан потребителю, он имеет право на полное возмещение потраченных денежных средств.
С 30 октября 2023 года за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) предусмотрена административная ответственность по части 2.1 данной статьи с штрафом для юридического лица от 20 до 40 тысяч рублей.
Ответственность по ч.2.1 ст.14.8 КоАП будет наступать при наличии одного из следующих оснований:
- обязательное приобретение дополнительных товаров (работ, услуг) до заключения договора о приобретении основных;
- включение в договор условий, которые обусловливают приобретение основных товаров (работ, услуг) обязательным приобретением дополнительных.
Направить исполнителю заявление об одностороннем отказе от абонентского договора и возврате денежных средств, уплаченных по договору, за период, на который договор досрочно прекращен.
Если заключение договора было навязано – направить претензию о возмещении убытков, причиненных навязыванием дополнительных услуг, и полном возврате денежных средств, уплаченных по абонентскому договору. Можно направить и продавцу, навязавшему договор, и исполнителю услуг по абонентскому договору.
Желательно отнести документ нарочно с отметкой о вручении, либо направить заказным письмом с описью вложения.
В случае отказа в возврате денежных средств - обратиться в суд с требованием о взыскании денежных средств.
Дополнительно можно взыскать штраф в размере 50% согласно п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей, а также проценты за пользование денежными средствами.
Можно также обратиться в прокуратуру и Роспотребнадзор с жалобой на действия продавца по навязыванию дополнительных услуг при заключении договора купли-продажи.