Основные услуги при признании незаконным увольнения за дисциплинарный проступок

Подготовим анализ ситуации

Ознакомимся с документами об увольнении, определим наиболее эффективную стратегию защиты

Подготовим документы для обращения в суд

Подготовим документы, необходимые для восстановления на работе

Подготовим исковое заявление, проведем презентацию, направим в суд

Готовим стратегию, защищаем, доводим до результата

Неоспоримые преимущества

Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей
Сердобинцева Е.Ю. - юрист высшей категории МИП

01.12.2022 клиентке объявили о сокращении.

Клиент мать-одиночка, сокращению не подлежит, в связи с чем сокращение отменили.

Предложили уволиться  по собственному желанию или по соглашению на неприемлемых условиях, клиентка отказалась.

Клиентку исключили из производственных процессов, также оказывалось психологическое давление.

После новогодних праздников клиентка получила 12 уведомлений о предъявлении объяснений, приказы о замечаниях, выговор.

Направляла почтовыми отправлениями и на электронную почту работодателя письменные объяснения и жалобы на приказы. Письменные объяснения не принимались.

Клиентку уволили 21.02.2023 по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Несмотря на наличие гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, права работника зачастую нарушаются работодателями. Особенно часто нарушения касаются порядка увольнения. Работодатель не может просто так уволить сотрудника, для этого нужны основания. Иногда эти основания не соответствуют действительности. Работнику необходимо понимать, как в таком случае можно защитить свои права.

Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/medium-shot-woman-job-resignation_25962218.htm

Изображение от Freepik

Возможно ли увольнение за неисполнение обязанностей?

Как правило, трудовой договор расторгается по соглашению сторон или по инициативе работника.

Но есть и случаи, когда расторжение договора возможно по инициативе работодателя.

При сокращении штата или численности работников работодатель может расторгнуть трудовой договор по своей инициативе (ст.81 Трудового кодекса). Процедура увольнения по сокращению численности штата довольно сложная и имеет ряд ограничений.

Так, не допускается сокращение одинокой матери, воспитывающей малолетнего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ст.261 Трудового кодекса).

Еще одним из оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя является его расторжение в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей (п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса).

ВАЖНО! Увольнение одинокой матери с малолетним ребенком по п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса возможно.

Этим основанием и пользуются некоторые недобросовестные работодатели, придумывают какой-то дисциплинарный проступок, который якобы совершил работник, иногда даже намеренно мешают в осуществлении трудовых обязанностей для этого, например, не пускают на рабочее место, и затем увольняют его.

Основания для увольнения работника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей

Чтобы уволить работника по п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса, на нем должно быть дисциплинарное взыскание: замечание или выговор.

Работник считается имеющим дисциплинарное взыскание только в течение 1 года со дня его применения к нему (ст. 192 Трудового кодекса).

Увольнение по п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса тоже само по себе является дисциплинарным взысканием.

При привлечении работника к дисциплинарной ответственности должны соблюдаться принципы справедливости, равенства, соразмерности, законности, вины и гуманизма, учитываться тяжесть проступка, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Даже если работник действительно совершил дисциплинарный проступок, но увольнение явно не соответствует тяжести проступка, его могут восстановить на работе (п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Срок для наложения дисциплинарного взыскания – 1 месяц со дня обнаружения проступка, но не более 6 месяцев со дня его совершения (ст. 193 Трудового кодекса).

Процедура привлечения работника к дисциплинарной ответственности и увольнения за дисциплинарный проступок

Работодатель истребует от работника письменное объяснение.
Работник должен предоставить письменное объяснение в течение 2 рабочих дней.
Если работник не представил объяснение, работодатель составляет соответствующий акт

Издание приказа о применении дисциплинарного взыскания.

Ознакомление работника с приказом о применении дисциплинарного взыскания.
Срок для ознакомления – в течение 3 рабочих дней со дня его издания.

В течение года с момента применения дисциплинарного взыскания – увольнение за повторный проступок.

При этом вся процедура увольнения за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей должна быть такой же, как и предшествующее привлечение к дисциплинарной ответственности за первый проступок.

Что делать при незаконном увольнении за неисполнение должностных обязанностей?

Необходимо обратиться в суд с требованиями о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

ВАЖНО! Срок для обращения в суд составляет всего 1 месяц со дня вручения копии приказа об увольнении (ст.392 Трудового кодекса).

Обязанность доказать законность увольнения будет возложена на работодателя.

Работодатель должен будет доказать соразмерность наказания и совершенного проступка, а также соблюдение всей процедуры, в том числе то, что работнику была предоставлена возможность дать письменные объяснения.

Если увольнение признано незаконным, работник должен быть восстановлен на прежней работе, ему должен быть выплачен средний заработок за все время вынужденного прогула, также может быть компенсирован и моральный вред (ст. 394 Трудового кодекса).

Обсуждение вопросов по восстановлению на работе при увольнении по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ