Юрист по возврату автомобиля в автосалон
Проблемная ситуация:
После приобретения автомобиля покупателем были обнаружены недостатки – не работает кондиционер, электрика. Кроме того, оказалось, что раньше машина была окрашена.
Покупатель обратился к продавцу с требованиями о возврате денежных средств, однако получил отказ.
Актуальность проблемы
В приобретенном автомобиле спустя какое-то время могут быть обнаружены недостатки, особенно это актуально при покупке уже бывшей в употреблении машины.
Но не всегда автомобиль можно вернуть по этой причине обратно продавцу.
Машина является технически сложным товаром, и для ее возврата предусмотрены свои особенности.
Источник: https://unsplash.com/photos/tUrMPVcY9A4
Является ли автомобиль технически сложным товаром?
Технически сложный товар – это товар длительного пользования со сложным внутренним устройством, выполняющие функции на высоко технологическом уровне с использованием различных энергоресурсов (Информация Роспотребнадзора от 17.02.2021 о правилах возврата и обмена технически сложного товара).
Перечень технически сложных товаров установлен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924.
Так, автомобиль является технически сложным товаром.
Требования к качеству товара
Качество товара, который продавец передает покупателю, должно соответствовать условиям договора купли-продажи.
При отсутствии в договоре требований к качеству товар должен быть пригодным для целей, для которых подобный товар обычно используется (п.1 ст.469 Гражданского кодекса).
Если обязательные требования к товару предусмотрены законом, продавец обязан передать товар, соответствующий этим требованиям.
Если автомобиль был куплен у продавца, являющегося организацией или индивидуальным предпринимателем, например, в автосалоне, то подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей.
По общему правилу потребитель может вернуть любой товар, даже если он надлежащего качества, в течение 14 дней с момента покупки (ст.25 Закона о защите прав потребителей).
Но из этого правила есть исключения.
Так, возврат технически сложного товара возможен в следующих случаях:
При обнаружении в нем недостатков.
То есть, нельзя вернуть технически сложный товар просто потому, что он не подошел вам по цвету.
При покупке дистанционным способом в течение 7 дней после его получения, даже если недостатки отсутствуют.
Покупка технически сложного товара через интернет-магазин отличается от покупки в «обычном» магазине тем, что при выборе товара и его заказе ознакомиться с ним возможно только по описанию, поэтому в таком случае законом предоставлены дополнительные гарантии.
Возврат возможен также в любое время до получения товара (п.4 ст.26.1 Закона о защите прав потребителей).
Товар должен быть бытового назначения, должны быть сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки товара.
После того, как товар отдали в гарантийный ремонт, если:
нарушены установленные сроки ремонта товарам (срок обычно указывается в договоре, но в любом случае не может превышать 45 дней);
товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие его неоднократного ремонта по гарантии (ст.18 Закона о защите прав потребителей).
Сроки для обнаружения недостатков в технически сложном товаре и его возврата
ВАЖНО! Срок для обнаружения недостатков для возврата или замены технического сложного товара составляет 15 дней со дня получения товара (п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей).
По истечении указанного срока вернуть или обменять технически сложный товар можно только при обнаружении в нем существенных недостатков.
Если недостатки технически сложного товара обнаружены по истечении 15 дней с момента его получения и не являются существенными, то можно претендовать лишь на гарантийный ремонт, возмещение своих расходов на ремонт, либо на соразмерное уменьшение цены.
Изображение от standret на Freepik
Существенные недостатки должны быть обнаружены в течение гарантийного срока или при его отсутствии в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара (п.2 ст.477 Гражданского кодекса).
Претензия продавцу должна быть направлена в эти же сроки.
ВАЖНО! По истечении гарантийного срока предъявить требования, связанные с недостатками товара, тоже возможно, но потребитель должен будет сам доказать то, что недостатки являются производственными.
Что является существенным недостатком?
К существенным относятся следующие недостатки:
- которые не могут быть устранены;
- на устранение которых требуются большие затраты времени или денег;
- которые выявляются неоднократно или появляются вновь после их устранения, например, после гарантийного ремонта (пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса).
Так, для ремонта электрики в автомобиле явно требуются большие затраты времени и сил, соответственно, это наверняка будет признано существенным недостатком.
Что касается кондиционера, то если его можно легко починить, этот недостаток не будет существенным, а если же, например, блок с кондиционером вообще отсутствует либо требуется его полная замена, недостаток уже можно признать существенным.
Права потребителя при обнаружении в товаре существенных недостатков в установленные сроки
Потребитель может потребовать:
Возврата товара и уплаченных за него денег.
Возврат денег осуществляется в течение 10 дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования.
Замены товара
Замена возможна на другой товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом цены.
Замена товара по общему правилу должна быть произведена в течение 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение 20 дней (ст.21 и ст.22 Закона о защите прав потребителей).
Гарантийного ремонта.
Срок ремонта не должен превышать 45 дней.
Соразмерного уменьшения цены товара.
Возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе участвовать в такой проверке.
При возникновении между покупателем и продавцом спора о причинах возникновения недостатков, продавец должен за свой счет провести
экспертизу товара и при этом уложиться в сроки удовлетворения требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение в судебном порядке (ст.18 Закона о защите прав потребителей).
Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара являются эксплуатационными,
приобретенными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение.
ВАЖНО! При возврате товара ненадлежащего качества длительного пользования, в том числе автомобиля, потребитель может потребовать возместить разницу между ценой товара, по которой он его купил, и ценой аналогичного товара на дату удовлетворения требования о возврате (п.13 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда 18 октября 2023 г.).
Таким образом, если за время всех разбирательств цена на автомобили выросла, и по той же цене потребитель уже не может купить аналогичный автомобиль, автосалон должен возместить разницу.
Как вернуть автомобиль в автосалон при обнаружении в нем недостатков?
Направить автосалону письменную претензию об отказе от договора купли-продажи и возврате денежных средств
Лучше направить ее заказным письмом либо вручить нарочно.
Если с момента покупки не прошло 15 дней – доказывать существенность недостатков не потребуется, достаточно самого наличия любых недостатков.
Дождаться ответа автосалона.
Срок для возврата денег – 10 дней с момента получения претензии потребителя.
Обратиться в суд.
В случае отказа автосалона вернуть деньги, либо неполучения от него ответа по истечении установленных сроков в суде можно дополнительно взыскать неустойку, штраф в размере 50% от взыскиваемой суммы и компенсацию морального вреда.
Штраф взыскивается за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя согласно п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей.
Неустойка предусмотрена за нарушение сроков замены товара или возврата денежных средств в размере 1% от суммы за каждый день просрочки (ст.23 Закона о защите прав потребителей).
Также должны быть возмещены расходы на проведение экспертизы, если она проводилась потребителем.
Госпошлина по исковым заявлениям по защите прав потребителя не уплачивается, если сумма иска не превышает 1 миллион рублей.
Можно ли вернуть автомобиль, если он был куплен с рук?
ВАЖНО! Если автомобиль куплен с рук, закон о защите прав потребителя не подлежит применению.
В таком случае покупатель все равно может вернуть автомобиль, но только если докажет, что недостатки являются существенными, независимо от того, сколько времени прошло после заключения договора.
Вместо неустойки, предусмотренной законом о защите прав потребителей, получится взыскать только проценты за пользование денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса.
Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России. Если убытки в результате удержания превышают сумму процентов, с должника можно потребовать возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.
Также не подлежит взысканию штраф в размере 50%, а за подачу иска в любом случае потребуется оплатить государственную пошлину.
Как вернуть автомобиль, купленный с рук, при обнаружении в нем существенных недостатков?
Направить продавцу письменную претензию об отказе от договора купли-продажи и возврате денежных средств
Лучше направить ее заказным письмом либо вручить нарочно.
Потребуется доказать существенность недостатков, для этого можно заказать экспертизу.
Обратиться в суд.
В случае отказа продавца вернуть деньги, либо неполучения от него ответа в суде можно дополнительно взыскать проценты за пользование денежными средствами и компенсацию морального вреда.
Также должны быть возмещены расходы на проведение экспертизы, если она проводилась истцом.