Юрист по возврату автомобиля в автосалон

Варианты действий | Судебная практика | Образцы исков
Автор аналитического заключения:
- юрист высшей категории МИП
Время на прочтение:
10 минут

Проблемная ситуация:

После приобретения автомобиля покупателем были обнаружены недостатки – не работает кондиционер, электрика. Кроме того, оказалось, что раньше машина была окрашена.

Покупатель обратился к продавцу с требованиями о возврате денежных средств, однако получил отказ.

Актуальность проблемы

В приобретенном автомобиле спустя какое-то время могут быть обнаружены недостатки, особенно это актуально при покупке уже бывшей в употреблении машины.

Но не всегда автомобиль можно вернуть по этой причине обратно продавцу.

Машина является технически сложным товаром, и для ее возврата предусмотрены свои особенности.

Источник: https://unsplash.com/photos/tUrMPVcY9A4 

Является ли автомобиль технически сложным товаром?

Технически сложный товар – это товар длительного пользования со сложным внутренним устройством, выполняющие функции на высоко технологическом уровне с использованием различных энергоресурсов (Информация Роспотребнадзора от 17.02.2021 о правилах возврата и обмена технически сложного товара).

Перечень технически сложных товаров установлен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924.

Так, автомобиль является технически сложным товаром.

Требования к качеству товара

Качество товара, который продавец передает покупателю, должно соответствовать условиям договора купли-продажи. 

При отсутствии в договоре требований к качеству товар должен быть пригодным для целей, для которых подобный товар обычно используется (п.1 ст.469 Гражданского кодекса).

Если обязательные требования к товару предусмотрены законом, продавец обязан передать товар, соответствующий этим требованиям.

В каких случаях возможен возврат технически сложного товара?

Если автомобиль был куплен у продавца, являющегося организацией или индивидуальным предпринимателем, например, в автосалоне, то подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей.

По общему правилу потребитель может вернуть любой товар, даже если он надлежащего качества, в течение 14 дней с момента покупки (ст.25 Закона о защите прав потребителей).

Но из этого правила есть исключения.

Так, возврат технически сложного товара возможен в следующих случаях:

При обнаружении в нем недостатков.

То есть, нельзя вернуть технически сложный товар просто потому, что он не подошел вам по цвету.

При покупке дистанционным способом в течение 7 дней после его получения, даже если недостатки отсутствуют.

Покупка технически сложного товара через интернет-магазин отличается от покупки в «обычном» магазине тем, что при выборе товара и его заказе ознакомиться с ним возможно только по описанию, поэтому в таком случае законом предоставлены дополнительные гарантии.

Возврат возможен также в любое время до получения товара (п.4 ст.26.1 Закона о защите прав потребителей).

Товар должен быть бытового назначения, должны быть сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки товара.

После того, как товар отдали в гарантийный ремонт, если:

нарушены установленные сроки ремонта товарам (срок обычно указывается в договоре, но в любом случае не может превышать 45 дней);

товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие его неоднократного ремонта по гарантии (ст.18 Закона о защите прав потребителей).

Сроки для обнаружения недостатков в технически сложном товаре и его возврата

ВАЖНО! Срок для обнаружения недостатков для возврата или замены технического сложного товара составляет 15 дней со дня получения товара (п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей).

По истечении указанного срока вернуть или обменять технически сложный товар можно только при обнаружении в нем существенных недостатков.

Если недостатки технически сложного товара обнаружены по истечении 15 дней с момента его получения и не являются существенными, то можно претендовать лишь на гарантийный ремонт, возмещение своих расходов на ремонт, либо на соразмерное уменьшение цены.

Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/muscular-car-service-worker-repairing-vehicle_10519444.htm#query=%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE&position=0&from_view=search&track=ais

Изображение от standret на Freepik

Существенные недостатки должны быть обнаружены в течение гарантийного срока или при его отсутствии в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара (п.2 ст.477 Гражданского кодекса).

Претензия продавцу должна быть направлена в эти же сроки.

ВАЖНО! По истечении гарантийного срока предъявить требования, связанные с недостатками товара, тоже возможно, но потребитель должен будет сам доказать то, что недостатки являются производственными.

Что является существенным недостатком?

К существенным относятся следующие недостатки:

  • которые не могут быть устранены;
  • на устранение которых требуются большие затраты времени или денег;
  • которые выявляются неоднократно или появляются вновь после их устранения, например, после гарантийного ремонта (пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса).

Так, для ремонта электрики в автомобиле явно требуются большие затраты времени и сил, соответственно, это наверняка будет признано существенным недостатком.

Что касается кондиционера, то если его можно легко починить, этот недостаток не будет существенным, а если же, например, блок с кондиционером вообще отсутствует либо требуется его полная замена, недостаток уже можно признать существенным.

Права потребителя при обнаружении в товаре существенных недостатков в установленные сроки

Потребитель может потребовать:

Возврата товара и уплаченных за него денег.

Возврат денег осуществляется в течение 10 дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования.

Замены товара 

Замена возможна на другой товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом цены.

Замена товара по общему правилу должна быть произведена в течение 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение 20 дней (ст.21 и ст.22 Закона о защите прав потребителей).

Гарантийного ремонта.

Срок ремонта не должен превышать 45 дней.

Соразмерного уменьшения цены товара.

Возмещения своих расходов на устранение недостатков.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе участвовать в такой проверке.

При возникновении между покупателем и продавцом спора о причинах возникновения недостатков, продавец должен за свой счет провести

экспертизу товара и при этом уложиться в сроки удовлетворения требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение в судебном порядке (ст.18 Закона о защите прав потребителей).

Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара являются эксплуатационными, 

приобретенными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение.

ВАЖНО! При возврате товара ненадлежащего качества длительного пользования, в том числе автомобиля, потребитель может потребовать возместить разницу между ценой товара, по которой он его купил, и ценой аналогичного товара на дату удовлетворения требования о возврате (п.13 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда 18 октября 2023 г.).

Таким образом, если за время всех разбирательств цена на автомобили выросла, и по той же цене потребитель уже не может купить аналогичный автомобиль, автосалон должен возместить разницу.

Как вернуть автомобиль в автосалон при обнаружении в нем недостатков?

Направить автосалону письменную претензию об отказе от договора купли-продажи и возврате денежных средств

Лучше направить ее заказным письмом либо вручить нарочно.

Если с момента покупки не прошло 15 дней – доказывать существенность недостатков не потребуется, достаточно самого наличия любых недостатков.

Дождаться ответа автосалона.

Срок для возврата денег – 10 дней с момента получения претензии потребителя.

Обратиться в суд.

В случае отказа автосалона вернуть деньги, либо неполучения от него ответа по истечении установленных сроков в суде можно дополнительно взыскать неустойку, штраф в размере 50% от взыскиваемой суммы и компенсацию морального вреда.

Штраф взыскивается за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя согласно п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей.

Неустойка предусмотрена за нарушение сроков замены товара или возврата денежных средств в размере 1% от суммы за каждый день просрочки (ст.23 Закона о защите прав потребителей).

Также должны быть возмещены расходы на проведение экспертизы, если она проводилась потребителем.

Госпошлина по исковым заявлениям по защите прав потребителя не уплачивается, если сумма иска не превышает 1 миллион рублей.

Можно ли вернуть автомобиль, если он был куплен с рук?

ВАЖНО! Если автомобиль куплен с рук, закон о защите прав потребителя не подлежит применению.

В таком случае покупатель все равно может вернуть автомобиль, но только если докажет, что недостатки являются существенными, независимо от того, сколько времени прошло после заключения договора.

Вместо неустойки, предусмотренной законом о защите прав потребителей, получится взыскать только проценты за пользование денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса.

Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России. Если убытки в результате удержания превышают сумму процентов, с должника можно потребовать возмещения убытков в части, превышающей эту сумму. 

Также не подлежит взысканию штраф в размере 50%, а за подачу иска в любом случае потребуется оплатить государственную пошлину.

Как вернуть автомобиль, купленный с рук, при обнаружении в нем существенных недостатков?

Направить продавцу письменную претензию об отказе от договора купли-продажи и возврате денежных средств

Лучше направить ее заказным письмом либо вручить нарочно.

Потребуется доказать существенность недостатков, для этого можно заказать экспертизу.

Обратиться в суд.

В случае отказа продавца вернуть деньги, либо неполучения от него ответа в суде можно дополнительно взыскать проценты за пользование денежными средствами и компенсацию морального вреда.

Также должны быть возмещены расходы на проведение экспертизы, если она проводилась истцом.

Бесплатная консультация
Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течении 30 минут
Обсуждение вопросов о возврате автомобиля с недостатком