Возмещение расходов, связанных с доставкой и возвратом товаров ненадлежащего качества в Москве
Проблемная ситуация:
Потребитель приобрёл бытовую технику. По истечении нескольких дней с момента покупки им были обнаружены в товаре недостатки.
Гражданин намерен вернуть продавцу товар, а также взыскать с него расходы, которые понесены покупателем на доставку товара при покупке и расходы, связанные с возвратом товара продавцу.
Актуальность проблемы возмещения расходов, связанных с доставкой и возвратом товаров ненадлежащего качества
При совершении покупки потребитель обычно несёт не только расходы на покупку товара, но и сопутствующие расходы в виде стоимости доставки товара.
Кроме того, при выявлении в товаре недостатков покупатель сталкивается с необходимостью понести дополнительные расходы на возврат некачественного товара продавцу.
Очевидно, что возложение этих расходов на потребителя при покупке им некачественного товара было бы несправедливым.
Поэтому проблема возмещения продавцом потребителю расходов, связанных с доставкой и возвратом некачественного товара является достаточно актуальной.
Правовые предпосылки возмещения расходов, связанных с доставкой и возвратом товаров ненадлежащего качества
Обязанность продавца возместить покупателю расходы, связанные с доставкой и возвратом товаров ненадлежащего качество вытекает из общих положений Гражданского Кодекса о возмещении убытков.
Пункт 1 ст. 15 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского Кодекса РФ под убытками понимаются, частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии со п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей при обнаружении в товаре недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Также потребитель имеет право на возмещение убытков, причиненных продажей такого товара.
Таким образом, потребитель, которому был передан товар ненадлежащего качества, вправе заявить не только требование о замене или возврате товара, но и требование о возмещении ему Продавцом расходов, которые были им понесены на доставку некачественного товара и его возврат покупателю.
Возмещение расходов, связанных с доставкой товара ненадлежащего качества
При выявлении недостатков в купленном товаре потребитель в установленные законом сроки может заявить продавцу письменное требование об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченных за товар денежных сумм.
Порядок возврата стоимости доставки, оплаченной покупателем, зависит от того, как именно была оплачена доставка. Если стоимость доставки была оплачена продавцу при покупке товара, то продавец должен вернуть стоимость товара и стоимость его доставки.
Если же потребитель заказывал и оплачивал доставку самостоятельно (эта услуга не была оказана продавцом), то он вправе потребовать от продавца компенсации документально подтверждённых затрат на доставку.
Возмещение расходов, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества
Из закона не вытекает обязанность потребителя вернуть некачественный товар продавцу.
Напротив, пункт 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей гласит, что доставка и возврат некачественных товаров весом свыше пяти килограммов для ремонта, замены или возврата их продавцу осуществляется силами и за счёт продавца. И только в случае неисполнения продавцом данной обязанности, а также при отсутствии представителя продавца в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем.
При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
Таким образом, при обнаружении в товаре недостатков потребителю достаточно направить продавцу претензию о расторжении договора и возврате денежных средств.
И только если продавец попросит его вернуть товар своими силами, возможно организовать транспортировку товара с возложением стоимости такой транспортировки на продавца.
ВАЖНО! Убытки, причинённые ненадлежащим исполнением обязательства, в соответствии со ст. 22 Закона о защите прав потребителей должны быть возмещение в течение десяти дней с момента предъявления соответствующего требования потребителя.
Что делать для возмещения расходов, связанных с доставкой и возвратом товаров ненадлежащего качества?
Подготовить документы, подтверждающие стоимость доставки товара при покупке, если доставка осуществлялась силами покупателя.
Направить продавцу претензию с требованием о расторжении договора купли-продажи товара, возврате уплаченных за товар денежных сумм и расходов на доставку товара.
При наличии договорённости с продавцом о возврате некачественного товара продавцу силами потребителя (если тот сам не имеет возможности организовать транспортировку) потребовать возмещения расходов на возврат товара.
При отказе продавца от удовлетворения этих требований или неполучении ответа на претензию в десятидневный срок подготовить исковое заявление в суд о расторжении договора купли-продажи, возврате уплаченных за товар денежных средств и возмещении убытков, вызванных ненадлежащим исполнением договора.