Получение жилищного сертификата в Москве
Описание проблемы:
Необходимо получить жилищный сертификат.
Актуальность проблемы:
Законодательством предусмотрено множество льгот, в соответствии с которыми определенные категории населения имеют право на получение жилья или помощь в его приобретении. Например, можно получить жилищный сертификат и с его помощью полностью или частично оплатить приобретаемое жилье. Но для этого нужно соблюсти определенные требования.
Что такое жилищный сертификат и как его получить?
Жилищный сертификат – это именное свидетельство, удостоверяющее право на получение выплаты для приобретения жилого помещения.
Сертификат выдается в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Получить сертификат можно только 1 раз (п.11 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153).
Кто имеет право на получение жилищного сертификата?
*Источник: https://vestnik-prokurorperm.ru/upload/article/big_1683981710.jpg
Право на получение выплаты имеют только лица, стоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Гражданин признается нуждающимся в жилом помещении, если соответствует одному из следующих условий:
- не имеет жилого помещения в собственности или по договору социального найма, не является членом семьи собственника жилого помещения;
- имеет жилое помещение в своей собственности или по договору социального найма, либо в собственности члена семьи, но при этом площадь жилого помещения на одного члена семьи меньше учетной нормы;
- проживает в помещении, не отвечающем требованиям к жилому помещению;
- имеет жилое помещение в своей собственности или по договору социального найма, либо в собственности члена семьи, но при этом в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления.
Так, в Москве она составляет 10 кв.м для отдельных квартир и 15 кв.м для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (ст.9 Закона г. Москвы об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения).
Какие категории населения имеют право на получение сертификата?
Получить сертификат могут следующие категории населения:
- военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы);
- подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности;
- подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк»;
- вынужденные переселенцы;
- выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- подлежащие переселению из ЗАТО;
- подлежащие переселению с территории комплекса «Байконур», и члены их семей, имеющие гражданство РФ.
Какие действия необходимо совершить для участия в программе, получения и использования сертификата?
Встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Подать заявление на участие в программе в орган, в котором гражданин стоит на учете в качестве нуждающегося (п. 19 Правил).
По результатам рассмотрения заявление будет принято решение о признании либо об отказе в признании участником программы (п. 21 Правил).
Для расчета размера полагающейся социальной выплаты используется следующий норматив общей площади жилого помещения (п.16 Правил):
- 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
- 42 кв. м - на семью из 2 человек;
- по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Размер социальной выплаты определяется исходя из норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действовавшего на дату выдачи сертификата.
В период с 1 января по 1 июля подать заявление об участии в мероприятиях программы в следующем году.
Списки лиц, подавших такие заявления, направляются в уполномоченный на исполнение программы орган до 01 сентября.
В следующем году уполномоченный орган составляет график выдачи жилищных сертификатов на год после утверждения федерального бюджета и издает приказы о выпуске сертификатов согласно графику.
Оформление и выдача сертификатов осуществляются в соответствии с очередностью, установленной по каждой категории граждан.
Далее до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан приказ о выпуске сертификатов, они оформляются на имена конкретных участников и передаются для вручения в органы местного самоуправления (п.36 Правил).
Орган местного самоуправления, в свою очередь, уведомляет участника о готовности сертификата (п.43 Правил)
Подать заявление о выдаче сертификата и получить его (п.44 Правил).
Срок выдачи сертификата – в течение 5 рабочих дней после подачи заявления на его выдачу.
Открыть счет в банке для перечисления на него суммы жилищного сертификата в течение 3 месяцев с даты выдачи сертификата.
Заключить договор купли-продажи или договор участия в долевом строительстве, а также кредитный договор, если жилье приобретается в ипотеку.
Приобрети жилье можно как готовое, так и строящееся, но в пределах территории субъекта РФ, указанного в сертификате.
Дополнительно могут быть использованы собственные и (или) заемные средства, а также средства материнского капитала (п.54 Правил).
Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата.
При этом с 28.12.2022 нельзя использовать сертификат на приобретение жилья у близких родственников (супруга, дедушки (бабушки), внуков, родителей (усыновителей), детей, братьев и сестер). Исключение – приобретение доли у указанных лиц, при котором жилое помещение полностью поступает в общую долевую собственность владельца сертификата и членов его семьи (п. 53(1) Правил).
Оплатить жилье сертификатом.
Сертификат должен быть использован в течение 7 месяцев с даты выдачи сертификата (п.4 Правил).
Какие документы необходимо подать в банк?
Для перечисления денег продавцу или застройщику необходимо подать в банк документы, подтверждающие приобретение жилья:
- договор купли-продажи (участия в долевом строительстве);
- выписку из ЕГРН, подтверждающую переход права собственности;
- кредитный договор при наличии.