Основные услуги при взыскании неустойки по алиментам

Ознакомимся с документами, рассчитаем неустойку

Подготовим документы

Подготовим документы для взыскания неустойки

Подготовим исковое заявление, проведем презентацию, направим в суд

Неоспоримые преимущества

Неустойка по алиментам
Ушакова Е.Н. - юрист высшей категории МИП

Между супругами расторгнут брак, общие несовершеннолетние дети остались с одним из родителей.

Второй супруг в течение длительного времени не платит алименты, по причине чего родитель, с которым остались дети, намерен взыскать задолженность по алиментам и неустойку за просрочку их выплаты.

Учитывая тот факт, что статистика уплаты и взыскания алиментов в России по-прежнему является неутешительной, вопрос о начислении неустойки на суммы алиментов, не уплаченных в срок, рассматривается судами довольно часто.

Ответственность за неуплату алиментов

В силу положений ст. 60 Семейного Кодекса РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены семейным законодательством.

Родители же, в свою очередь, обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (ст. 80 Семейного Кодекса РФ).

При этом ст. 115 Семейного Кодекса РФ устанавливает имущественную ответственность родителя за просрочку внесения алиментных платежей.

Как рассчитать неустойку по алиментам?

Ответ на этот вопрос зависит от того, на основании чего обязанный родитель должен платить алименты: на основании решения суда или на основании соглашения об уплате алиментов.

Ст. 115 Семейного Кодекса РФ устанавливает следующий порядок расчёта неустойки по алиментам:

Если алименты подлежали уплате на основании соглашения об уплате алиментов, то неустойка взыскивается в размере, установленном таким соглашением.

Если же алименты полежали уплате на основании решения суда, то виновное в просрочке лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

ВАЖНО! Поскольку неустойка – это способ обеспечения исполнения обязательств, она начисляется только в случаях, когда обязанность платить алименты уже возложена на родителя соглашением об уплате алиментов или решением суда.

Поскольку обязанность по уплате алиментов носит ежемесячный характер, неустойку необходимо определять по каждому просроченному месячному платежу исходя из суммы этого платежа и количества дней его просрочки.

При этом если алименты не индексировались, при расчете алиментов следует исходить из того размера алиментов, в котором должник должен был уплачивать алименты с учетом индексации.

Для расчёта неустойки и её взыскания сначала необходимо получить расчет задолженности по алиментам у судебного пристава.

Может ли суд отказать во взыскании неустойки по алиментам?

Законом предусмотрена возможность снижения суммы неустойки или полного исключения её начисления.

Так, суд с учётом фактических обстоятельств дела может принять следующие решения:

• снижение суммы неустойки, если нарушение сроков внесения алиментных платежей имело место в связи с болезнью родителя или по другим уважительнымпричинам;
  • снижение суммы, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов;
  • отказ в начислении неустойки, если задолженность по алиментам образовалась по вине других лиц; например, при несвоевременной выплате заработной платы, задержке или неправильном перечислении алиментных сумм банками и т.п. ;
  • отказ в иске о взыскании неустойки при заявлении другой стороны о пропуске срока исковой давности.

ВАЖНО! Срок исковой давности для взыскания неустойки составляет 3 года с момента возникновения задолженности и исчисляется отдельно по каждому платежу.

Основные правила взыскания неустойки за неуплату алиментов

Итак, можно выделить следующие моменты, которые необходимо учитывать при взыскании неустойки по алиментам:

• если алименты подлежат уплате на основании соглашения об уплате алиментов, то неустойка взыскивается в размере, предусмотренном этим соглашением.
  • если алименты подлежат уплате на основании решения суда, то неустойка составляет 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
  • суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты неустойки, если установит, что нарушение имело место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам;
  • суд вправе снизить размер неустойки с учетом материального и (или) семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов.
  • получатель алиментов вправе также взыскать с плательщика алиментов все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.

Как взыскать неустойку по алиментам?

Получить расчет задолженности по алиментам у судебного пристава.

Подготовить все необходимые документы для взыскания неустойки по алиментам в суде, в частности, подтверждающие размер причиненных взыскателю убытков, расчет неустойки.

Обратиться в суд для взыскания неустойки по алиментам.

После получения исполнительного листа обратиться с ним в к судебным приставам, работодателю должника или в банк.

Обсуждение вопросов по семейным делам