Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Правовой режим особо охраняемых территорий

Правовой режим особо охраняемых территорий в Москве

Статья, раскрывающая особенности правового регулирования и содержания режима особо охраняемых природных территорий.


Ряд участков природного ландшафта, обладающих особым значением для человечества, имеют особый статус, который определяет порядок их функционирования и эксплуатации, а также включает в себя перечень запретов и ограничений, установленных в отношении комплексов, расположенных на таких территориях.

Регулирование правоотношений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (в дальнейшем – ООПТ) в РФ осуществляется в рамках профильного Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ (в дальнейшем – Закон), в системе с другими документами. Понятие ООПТ раскрыто на всех уровнях законодательной системы РФ, от федерального до местного самоуправления.

Законодательство регламентирует, что под ООПТ понимаются участки природного ландшафта (территории), на которых находятся комплексы и объекты природного происхождения, имеющие особое значение для природоохранных, научных, культурных, эстетических, рекреационных и оздоровительных целей. Для включения в число ООПТ перечисленные выше участки должны быть изъяты из хозяйственного оборота (полностью или частично), для них должен быть определен специальный режим охранных мероприятий. Также они должны быть отнесены к объектам общенационального достояния.

В отношении ООПТ существует специализированный государственный кадастр, который содержит исчерпывающий перечень данных об указанных объектах. 

Классификация особо охраняемых природных территорий

Законодательная система РФ позволяет разделить ООПТ по следующим категориям и видам:

- Государственные природные заповедники обладающие природоохранным, научным и иным значением в качестве образцов естественного природного ландшафта;

- Национальные парки различных категорий. Данные объекты имеют особое экологическое, историческое и эстетическое значение;

- Природные парки различных категорий. Эти объекты относятся к сфере компетенции субъектов РФ, включают в себя комплексы природной среды, обладающие особым экологическим и эстетическим значением;

- Государственные природные заказники и заповедники, обладающие уникальным для целей сохранения или восстановления системы естественных природных комплексов;

- Памятники природы отличаются признаками уникальности, невосполнимости, ценности для экологических, научных, культурных и эстетических целей;

- дендрологические парки и ботанические сады, обеспечивающие сохранение, воссоздание и регенерацию уникальных объектов природы;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты, сочетающие экологические и рекреационные функции.

Субъекты РФ наделены компетенцией по образованию и присвоению наименования ООПТ местного (регионального) значения. На практике, именно на этом уровне происходит формирование перечня данных объектов, часть из которых впоследствии приобретают статус федеральных. Каждый комплекс, отнесенный к категории особо охраняемых, обладает особым правовым режимом, который определяется на законодательством уровне и в учредительных документах по конкретному ООПТ.

Органы местного самоуправления РФ наделены компетенцией по учреждению иных видов ООПТ. Юридический режим таких природных комплексов устанавливается нормативно-правовыми документами местных органов власти. Одновременно органы местного самоуправления осуществляют текущий контроль за деятельностью организаций, занимающихся любыми видами хозяйственной деятельности на территории местных ООПТ.

Правовой статус особо охраняемых природных территорий

Объекты, относящиеся к природным территориям, подлежащим особой охране, обладают специальным юридическим статусом, который прежде всего подразумевает их изъятие из любых видов хозяйственного оборота. Правовой режим таких природных комплексов имеет свои особенности. Так как охрана указанных объектов осуществляется на нескольких уровнях, регулирование юридического статуса ООПТ определяется не только федеральным, региональным или местным законодательством, но и нормами международного права (пакты, конвенции, международные договоры).

Основной целью создания ООПТ является сохранение образцов естественного природного ландшафта и природной среды для научных, природоохранных и рекреационных мероприятий. Для управления ООПТ государством создаются унитарные предприятия, отвечающие за оперативное управление федеральными природными объектами, подпадающими под особо охраняемый статус. Аналогичным образом осуществляется функционирование ООПТ на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Правовой режим земель, находящихся под ООПТ, заключается в полном исключении земельных участков, расположенных под ООПТ, из хозяйственной деятельности за исключением случаев, прямо установленных законом. Особенности правового регулирования действий с такими земельными участками определяется совместным ведением Российской Федерации и субъектов РФ.

На объектах территорий, подлежащих охране, предусматривается особый экологический и природоохранный режим, за соблюдением которого следят уполномоченные органы.

На территориях ООПТ допускается проведение только тех мероприятий, которые прямо определены законом. При этом запрещаются виды деятельности, противоречащие установленным задачам охраняемых зон и территорий. Нарушение установленного порядка пользования ООПТ влечет привлечение к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут