Вопросы и ответы юриста по морскому праву Юридические услуги по транспортному морскому праву. Обжалование действий таможенных органов.

В настоящее время морское право включает в себя: внутригосударственное, международное публичное и международное морское частное право. При определении иногда говорят, что морское право связано с отношениями, возникающими при использовании вод Мирового океана. Однако требуется более точное понятие, так как данные отношения могут иметь характер, которые право не рассматривает. Морское право применяется лишь при таком использовании Мирового океана, когда отношения возникают при человеческой деятельности или приобретают черты, при которых невозможно применить право других отраслей.

С древних времен Мировым океаном пользуются:

  • для транспортировки людей и товаров;
  • для добычи природных ресурсов.

Причем вторая составляющая растет с развитием технологий. Здесь имеют право добывать топливо, химические вещества, получать гидроэнергию, опресненную воду и так далее. Все вторичные виды человеческой деятельности, которые необходимы для достижения указанных целей, стали причиной определенной работы на море. Проведя анализ, можно выделить следующие черты, возникающих при этом отношений:

  • использование различных сооружений, которые способны функционировать в морской среде;
  • определенный риск;
  • большую часть деятельности имеют право осуществлять на территории других государств (территориальное морское пространство).

В связи с этим, морское право приобретает особый характер, требующий регламентирование специальными нормами. Кроме того, снижаются риски при мореплавании. Но в то же время, могут возникнут коллизии, из-за того, что национальное и международное право в тех или иных странах отличается по каким-то нормам.

Внутригосударственное морское право (национальное) — это право, которое полностью регулируется одним государством, оно предполагает отношения, возникающие между юр. и физ. лицами, государством и иными субъектами, которые включает в себя национальное право.

При этом предусматривается государственное воздействие, которое регламентирует гражданское право, гражданско-процессуальное право, административное право и уголовное право. Иногда это право может распространяться и за пределы одного государства.

Морское внутригосударственное право России регулирует следующие вопросы:

  • право определения статуса вод территориальных и внутренних, континентального шельфа;
  • право торгового морского плавания:
  • право военного морского плавания;
  • право морского рыболовства и промысла;
  • право на добычу природных ресурсов.

Среди источников, на основе которых реализуется право, главным законом является Конституция РФ. Все остальные законы не должны противоречить ее содержанию. Среди них право реализуется в следующих актах:

  • КТМ или Кодекс торгового мореплавания;
  • законы о континентальном шельфе;
  • законы о внутренних водах;
  • ГК РФ;
  • КоАП;
  • другие.

Получается, что национальное право данной отрасли имеет комплексный нормативный характер. Нормы разных отраслей здесь объединены единым предметом регулирования (морское пользование).

Морское международное право регулирует множество однородных отношений, возникающих между странами при использовании вод Мирового океана. Если проанализировать, как право развивалось, выделяют два этапа.

Изначальный связывают с I Конференцией ООН 1958, где освещалось морское право. В результате было принято 4 документа. В них затронуты вопросы:

  • право прилежащей зоны;
  • право континентального шельфа;
  • право открытого моря;
  • право территориального моря;
  • право рыболовства и охраны тех ресурсов, которые расположены в пределах открытого моря.

Именно тогда были приняты основные кодификации, которыми руководствуется современное морское международное право.

В 1960 году состоялась II Конференция ООН, где морское международное публичное право продолжало формироваться. В основном, она была посвящена вопросу установления единой ширины территориального моря. Однако страны не смогли прийти к консенсусу. Поэтому итогового документа принято не было.

Следующим этапом принято считать III Конференцию ООН, продолжавшуюся целых 9 лет с 1973 года. На ней морское международное публичное право основано и по сей день. В 1982 году, наконец, была принята Конвенция, подписанная 119 государствами. Среди стран, ратифицировавших ее, числится и Россия.

В документе подтверждалось и получило развитие право, которое было заложено в итоговых конвенциях 1958 года. В них установили предел территориального моря. С того времени государства не имеют право считать его размеры больше 12 миль. Некоторые государства считали, что данное морское пространство должно распространяться на 200 миль. Однако компромиссное решение было найдено, когда ввели право понятия исключительной экономической зоны или ИЭЗ. Кроме того, был введен режим, как имеют право исследовать и эксплуатировать морское дно. Появились понятия:

  • право архирелажных вод;
  • право транзитного прохода через проливы, имеющие международный статус;
  • право юрисдикции портового государства;
  • другое право.

Морское международное публичное право можно подразделить на акты, где освещаются вопросы:

  • морское пространство и право, которое в нем действует;
  • морское пространство и право защиты данной среды;
  • безопасность мореплавания.

Помимо документов, принятых во многих странах, морское международное публичное право состоит и из региональных конвенций, а также соглашений, принятых между двумя государствами.

Морское международное частное право

Сфера деятельности, которому посвящено морское международное частное право, состоит из норм, в которых отношения возникают между юр. лицами и гражданами. В основном, вопросы касаются торгового судоходства.

Морское международное частное право во многом похоже на гражданское, но с иностранными лицами. Получается, что вопросы имеют имущественный характер. Так, отношения могут возникнуть, например:

  • при перевозке грузов;
  • аварии и спасания;
  • буксировки.

Если морское международное частное право имеет в своем арсенале принятые и ратифицированные одними государствами конвенции, однако какое-либо государство не считается его участником, то оно имеет право не исполнять его. В связи с этим неизбежно возникают коллизии. Какое право тогда применять? В таких ситуациях работают коллизионные принципы, в которых установлено, когда применяется право того или иного государства.

Ярким примером в этом случае может стать статья 418 КТМ, в соответствии с которой, при отношениях, вытекающих из договора в связи с мореплаванием, применяется право того государства, которое прописано в договоре.

Морское судно

Морское судно — это одно из основных понятий, которое включает в себя морское право. От квалификации плавучего объекта зависят последствия, возникающие при мореплавании.

Судно определено в статье 7  КТМ. В соответствии с ним, это плавучее сооружение, которое имеют право применять для мореплавания в торговых целях. Вне зависимости от того, в каких целях используется морское судно, право в его отношении носит единый характер. Поэтому решающее значение при определении, играет его квалификация в качестве плавучего сооружения.

Вообще судно имеет следующие черты:

  • это искусственно и целенаправленно созданное сооружение;
  • объект относится к плавучим, то есть к тем, на котором имеют право плавать.

Морское судно это не имущество, случайно оказавшееся в море. К нему не имеют право относить и сооружения, которые, к примеру, прочно закреплены на дне (нефтяные вышки и прочее).

Однако следует отличать понятие «судно» и «морское судно». Под последним понимается рыбопромысловое, транспортное, буксирное или специального назначения, с внутренней организацией.

В то же время, в международных конвенциях отсутствует четкое понятие. В некоторых документах термин «морское судно» есть, однако он не носит универсальный характер.

Гражданское право, а именно статья 130 ГК РФ, определяет морское судно как недвижимое имущество. Им имеют право владеть физические или юридические лица и государство.

Собственник имеет право совершать с ним все, что не противоречит закону, и не нарушает право, а также интересы других лиц. К примеру, он может передать право собственности.

Право собственности или другое имущественное право регулируется, с одной стороны, международными документами, а с другой — внутренними.

Существует Конвенция ООН об условиях регистрации судов. Также в России действует Приказ Министерства транспорта, по которому введены Правила регистрации судов и право на них в портах. Так, судно имеют право и должны регистрировать в реестрах:

  • в гос. судовом;
  • в  международном для судов;
  • в бербоут-чартерном.

Право собственности определяется по Свидетельству о собственности на судно.

После того, как право зарегистрировано, приобретается право плавания под Гос. российским флагом. Это право подтверждается соответствующим документом — Свидетельством, в котором разрешено право плавания под Гос. российским флагом.

Вместе с тем, морское судно приобретает национальность РФ. Это закреплено в Конвенции ООН. Согласно документу, морское судно имеет право плавать только под своим флагом. Лишь в случае, если право собственности переходит другому лицу, флаг меняется.

Морское судно и государство имеет реальную связь. Это тоже установлено в Конвенциях. В соответствии с ними, государство имеет право применять все меры для того, чтобы морское судно находилось в безопасности.

Если морское судно передается в право владения и право пользования фрахтователю из другого государства по бербоут-чартеру, то имеют право его перевести под другой флаг. При этом максимальный срок, в течение которого право может быть реализовано, составляет 2 года.

В соответствии с КТМ, морское судно должно иметь название, которое ему имеет право дать собственник. Также, в зависимости от технической составляющей, ему присваивается позывной сигнал и идентификационный номер связи, осуществляемой по спутнику и вызову станции.

Согласно КТМ, морское судно имеют право допустить к плаванию в случае, если требования безопасности мореплавания соблюдены. Однако, соответствие требованиям определяется  органами технадзора и классификации судов по внутренним регистрам.

Вопросы — ответы: морское международное и национальное право

Что такое территориальное море? Территориальным морем является морское пространство, имеющее определенную ширину от береговой зоны до границы внутренних вод. В отношении него действует национальное право прибрежной страны.

Что такое международные проливы? Международное морское публичное право предусматривает конвенцию, в соответствии с которой различают проливы, где применяется международное морское судоходство. Они идут из открытого моря или ИЭЗ и направляются в другую ИЭЗ.

Что такое ИЭЗ? Это исключительная экономическая зона, которая прилегает к территориальному морю и распространяется на расстояние не более 200 миль. В ее пределах морское международное публичное право реализуется в соответствии с Конвенцией, которая установила особый режим.

Что такое открытое море? Это морское пространство, не входящее в территориальное море, внутренние воды и ИЭЗ.

Что такое прилежащая зона? Это морское пространство открытой части моря, находящееся вне территориальных вод, но где действует ограниченный контроль прибрежного государства.

Что такое континентальный шельф? Морское международное публичное право ввело понятие, под которым подразумевается естественное продолжение сухопутной территории до подводной материковой окраины или 200 миль, если материк не достигает это морское пространство.

Что такое архипелажные воды? Это воды, которые разделяют множество островов под юрисдикции одного государства.

Что такое право юрисдикции государства порта? Это право, принадлежащее государству, у берегов которого находится морское судно. В соответствии с ним, оно имеет право проверять его, оборудование, а также судовые документы.

Что такое право бербоут-чартера? Это означает договор фрахтования судна без экипажа. Согласно ему лицо, которому принадлежит право собственности на судно, предоставляет фрахт, то есть морское судно во владение и пользование на определенный период. При этом морское судно не укомплектовывается экипажем и не снаряжено оборудованием для промысла и транспортировки.

Что такое реальная связь, которую имеет морское судно и государство? Это означает право и обязанность государства осуществлять социальную, административную и техническую юрисдикцию, а также контролировать морское судно, плавающее под его флагом.

Что такое коносамент? Им признается документ, выдаваемый грузоотправителю, как удостоверение принятия его к перевозке, которое будет осуществлять морское судно. При этом грузоотправитель должен доставить груз в пункт и выдать его держателю документа.