ООО обратилось в Верховный арбитражный суд (ВАС РФ) с заявлением. В нем оно требовало признать недействительными несколько актов, касающихся регулирования внешнеэкономической деятельности.
В частности, эти акты касались тарифных квот в отношении пиломатериалов из ряда деревьев хвойных пород, которые вывозятся участниками внешней торговли за пределы территории как России, так и государств-участников Таможенного союза.
Заявитель полагал, что те положения законодательства, которые он оспаривал, противоречат соглашению, заключенному между правительствами ЕЭС. Это соглашение содержит закрытый перечень документов, которые должны предоставляться в контрольно-надзорный орган для получения временной лицензии на экспорт пиломатериалов.
Общество также полагало, что имеет место нарушение законодательства Российской Федерации, касающегося защиты конкуренции. В обосновании своего мнения общество указывало, что нормы нарушают принцип свободы договора и вводят необоснованные ограничения на круг контрагентов, которые осуществляют поставку лесоматериалов хвойных пород.
В частности, вводятся не являющиеся обоснованными преимущества по отношению к лицам, которые уже являются арендаторами участков леса и при этом не имеют задолженностей по платежам за аренду этих участков.
Привлеченное к участию в процессе Правительство РФ не согласилось с мнением заявителя. Его позиция была сформулирована следующим образом: оспариваемый акт был принят на основании законодательства о таможенном тарифе, а также в рамках договоренностей между Россией и международными организациями, касающихся, в частности, вопросов поставки лесоматериалов из России в Европейский союз.
При этом обжалуемый акт был разработан Минэкономразвития, согласован с ФТС, Министерством промышленности и рядом других федеральных органов исполнительной власти.
В отношении вопроса о предполагаемом нарушении конкуренции Правительство сочло, что нарушения тут нет: правила едины для всех лиц, которые осуществляют внешнеторговую деятельность в данной сфере. Кроме того, отмечено, что правила введены для того, чтобы на рынок лесоматериалов не были допущены лица, которые осуществляют свою деятельность с нарушением действующего российского законодательства.
Ознакомившись с материалами дела, ВАС РФ установил следующее. Согласно арбитражному законодательству, ВАС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, в которых оспариваются действия и решения федеральных органов власти, затрагивающие непосредственно интересы и права лиц, действующих в качестве предпринимателей.
Таким образом, акт, который оспаривался заявителям, может рассматриваться ВАС РФ, это не противоречит его компетенции.
Установлено, что оспариваемый акт вынесен органом федеральной исполнительной власти, который при этом действовал в рамках своей компетенции.
Исходя из содержания межгосударственного соглашения, нет оснований считать, что акт, на содержание которого принята жалоба, как-то противоречит этому соглашению. Связано это с тем, что конкретные вопросы исполнения соглашения его участники передали на усмотрение государственной власти государств-участников.
Относительно же утверждения заявителя о том, что указанные правила противоречат защите конкуренции, суд установил: поскольку правила обязательны для всех участников деятельности в данной сфере, говорить о нарушении правил конкуренции не приходится.
Наконец, суд установил, что правила не нарушают интересов заявителя.
В итоге в удовлетворении жалобы было отказано.