Юридическая энциклопедия "МИП"
Задать бесплатный вопрос юристу
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Морское право, транспортное право » Особенности и общие положения морского права России, судебная практика

Особенности и общие положения морского права России, судебная практика


Морское право РФ и установленные им положения призваны регулировать отношения, возникающие из торгового мореплавания либо те правовые отношения, которые существуют непосредственно в пределах мирового океана.

Для того чтобы правовые отношения, возникшие из торгового мореплавания, подлежали регулированию со стороны морского права, необходимо, чтобы они были связаны с использованием какого-либо судна - самоходного либо несамоходного.

Отношения, появляющиеся в рамках торгового мореплавания, не ограничиваются законами только одного государства, а распространяются и на пространство открытого моря, а также на иностранные порты, расположенные там.

Рассмотрим пример арбитражного разбирательства. Грузополучатель предъявил иск в арбитражный суд в отношении морского перевозчика. Исковые требования заключались во взыскании денежных средств, равных по размеру сумме убытков, которые возникли вследствие недостачи груза, обнаруженной при вскрытии контейнера, доставленного грузоперевозчиком в соответствующий порт.

Согласно установленным положениям, грузоперевозчик принял груз в порту отправления в соответствующем контейнере. Груз характеризовался наличием исправных пломб отправителя, без каких-либо следов вскрытия и в исправной таре.

Во время получения и оформления груза в порту назначения, при непосредственном вскрытии контейнера, была обнаружена недостача 15 мест, о чем был составлен соответствующий акт, на котором имеются подписи как грузополучателя, так и перевозчика. Помимо этого, в документе содержались сведения о том, что контейнер прибыл в порт назначения в опечатанном состоянии и с неповрежденной пломбой. 

Единственным замечанием здесь являлось то, что оттиск печати был иной, нежели тот, который был указан в коносаменте, и какой можно было наблюдать при отправке контейнера в пункт назначения.

Суд первой инстанции изучил все требования, предъявленные сторонами, а также имеющиеся доказательства доводов каждой из сторон и отказал в удовлетворении исковых требований, мотивируя их тем, что перевозчик принял к перевозке контейнер с грузом, после чего доставил его в пункт назначения, указанный в соответствующей документации.

Согласно законодательным нормам, перевозчик освобождается от ответственности за порчу либо пропажу товара в том случае, если во время прибытия в порт назначения груз находился в первоначальном состоянии, а грузовой контейнер не имел следов вскрытия, либо иных повреждений.

Хотя пломба, расположенная на прибывшем в пункт назначения грузе, имела несколько иной оттиск, в порту было зафиксировано наличие на контейнере двух пломб с двумя разными оттисками, речь о которых идет в акте, составленном сторонами сразу после прибытия груза.

Так как вторая пломба не имела абсолютно никаких повреждений, о чем также было указано в соответствующем акте, следовательно, контейнер был доставлен до пункта назначения именно в том состоянии, в котором его отправлял истец.

Заявитель по данному судебному делу не представил никаких доказательств того факта, что утрата 15 мест в контейнере произошла по вине ответчика, поэтому суд принял решение об отклонении исковых требований.

Суд апелляционной инстанции, в свою очередь, ранее принятое решение отменил и иск удовлетворил. Свои действия он объяснил тем, что груз был принят перевозчиком с пломбой и печатью одного оттиска, а к получателю поступил уже с другим.

Следовательно, на перевозчика ложится ответственность по доказыванию того факта, что порча груза произошла не по его вине, а по иным непреодолимым обстоятельствам.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут