Иск о восстановлении срока для принятия и признании принявшим наследство - Дело № 02-1200/2022

Маслов Владислав Игоревич
Маслов Владислав Игоревич - юрист высшей категории МИП
Стаж более 10 лет.
Дело № 02-1200/2022
Информация по делу
Судья: Грибова М.В.
Наименование суда: Тверской районный суд г. Москвы
Ссылка на дело: перейти

В удовлетворении иска отказано.

Фабула дела

Умер двоюродный брат истца.

С заявлением о принятии наследства по закону обратилась тетя наследодателя, которой были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имущество умершего.

Истец с заявлением о принятии наследства не обращалась, поскольку при жизни умершего они общалась редко, так как она жила за городом, о смерти родственники ей не  сообщили, извещений об открытии наследства не получала. Тетя о наличии других наследников нотариуса в известность не поставила.

Истец обратилась в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства,  признании принявшим наследство, определении доли наследников.

Позиция суда

Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9  требования о восстановлении срока могут быть удовлетворены, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по иным уважительным причинам. К их числу относятся обстоятельства, связанные с личностью истца: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п., если они препятствовали принятию наследства. Не являются уважительными причинами кратковременное расстройство здоровья, незнание законов, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.

Никакие иные обстоятельства, как связанные с личностью наследодателя, так и с личностью других наследников, не сообщивших такому наследнику о смерти наследодателя, либо нотариусу об иных наследниках, а равно нежелание лица, претендующего на восстановление срока для принятия наследства, поддерживать родственные отношения с наследодателем и проявлять интерес к его судьбе – не могут служить основанием для восстановления наследнику срока для принятия наследства, поскольку не отнесены законом к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства

Истец, являясь родственником наследодателя, по своему выбору не поддерживала отношений с ним. Каких-либо обстоятельств, связанных непосредственно с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), объективно препятствовавших ей обладать информацией о смерти наследодателя, истцом не представлено. Истец при проявлении интереса к судьбе своего двоюродного брата могла своевременно узнать о времени и месте открытия наследства.

Сообщение о наличии других наследников является правом, а не обязанностью наследников. Сокрытие другими наследниками сведений об иных наследниках, неизвещение иных наследников о смерти наследодателя не может быть отнесено к уважительным причинам для восстановления срока, поскольку не связано с личностью пропустившего срок наследника.

Суд пришел к выводу, что срок для принятия наследства истцом пропущен без уважительных причин.

Специалист
Записаться на консультацию к эксперту по наследственным делам