Основные услуги при возврате предоплаты по договору подряда

Ознакомимся с договором, определим основания для возврата предоплаты

Подготовим документы

Подготовим необходимые для возврата аванса или задатка документы, составим и направим претензию контрагенту

Подготовим исковое заявление о взыскании предоплаты, направим в суд

Неоспоримые преимущества

Возврат аванса по договору подряда
Малов Д.В. - юрист высшей категории МИП

Был заключен договор подряда.

После заключения договора заказчик отказался от договора.

На сегодняшний день на сайте арбитражного суда имеется дело о взыскании заказчиком денежных средств с подрядчика.

Не всегда работы по договору подряда выполняются в срок. В таком случае заказчик может отказаться от договора. Могут быть и иные причины, по которым заказчик решает прекратить исполнение договора подряда, например, когда необходимость в работах пропала. При этом если по договору была внесена предоплата, необходимо понимать, может ли заказчик потребовать ее возврата.

Может ли заказчик в одностороннем порядке расторгнуть договор подряда?

Как правило, все договоры расторгаются по соглашению сторон.

Но законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда сторона может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора или расторгнуть его через суд.

Заказчик может немотивированно (то есть при отсутствии на это каких-либо причин) расторгнуть договор в одностороннем порядке путем отказа от исполнения договора подряда любое время при соблюдении следующих условий:

• результат работы еще не сдан;
  • немотивированный отказ не запрещен договором;
  • оплаты подрядчику выполненной части работы и возмещения убытков (ст.717 Гражданского кодекса).

Отказ реализуется путем направления уведомления другой стороне во внесудебном порядке. Уведомление желательно направить почтой заказным письмом по юридическому адресу контрагенту либо вручить его нарочно. Также можно воспользоваться ЭДО при его наличии.

Сроки и порядок направления уведомления могут быть предусмотрены договором.

В каких случаях заказчик может мотивированно отказаться от договора подряда?

Право на односторонний отказ от договора подряда заказчиком предусмотрено законом в следующих случаях:

• подрядчик нарушил конечный срок выполнения работы или промежуточные сроки и из-за просрочки результат работы утратил для заказчика интерес (п. 2 ст. 405, п. 3 ст. 708 Гражданского кодекса);
  • если подрядчик не приступает своевременно к работе или выполняет ее настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным (п.2 ст.715 Гражданского кодекса);
  • если стало очевидно, что работа не будет выполнена надлежащим образом, и заказчик назначил разумный срок для устранения недостатков, но подрядчик в назначенный срок не исполнил это требование (п.3 ст.715 Гражданского кодекса);
  • если недостатки результата работы в установленный заказчиком срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п.3 ст.723 Гражданского кодекса);
  • существенно увеличилась приблизительная цена в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ (п.5 ст.709 Гражданского кодекса).

При этом если заказчик отказывается от договора в связи с тем, что подрядчик работает медленно, что к сроку не успевает, то заказчик должен доказать, что при таком темпе выполнения работ явно будут выполнены с просрочкой.

Если заказчик отказывается от договора в связи с тем, что стало очевидно, что подрядчик не выполнит работу надлежащим образом, он должен сначала назначить разумный срок для устранения недостатков (п. 3 ст. 715 ГК РФ).

Возврат неотработанного аванса по договору подряда после его расторжения

Договор будет считаться расторгнутым после получения подрядчиком уведомления об отказе от исполнения договора или в иной предусмотренный договором срок (ст.450.1 Гражданского кодекса).

При этом по договору могла быть внесена частичная предоплата, которая может иметь статус аванса или задатка.

Соответственно, при расторжении договора их возврат будет осуществляться по-разному.

Основное отличие задатка в том, что он является одним из способов обеспечения исполнения обязательства.

ВАЖНО! В случае расторжения договора по вине подрядчика, задаток должен быть им возвращен заказчику в двойном размере, а если договор расторгается по вине заказчика, подрядчик вправе оставить сумму задатка у себя (ст.381 Гражданского кодекса).

Если же из договора прямо не следует, что внесенная сумма является задатком, то она считается авансом (п.3 ст.380 Гражданского кодекса). Для него таких последствий не предусмотрено, и в случае расторжения договора он подлежит возврату заказчику в том же размере как неосновательное обогащение (на основании ст.1102 Гражданского кодекса).

Однако, если заказчик расторгает договор в одностороннем порядке на основании ст.717 Гражданского кодекса, то есть при отсутствии каких-либо нарушений со стороны подрядчика, то заказчик должен:

• оплатить фактически выполненные работы;
  • возместить причиненные отказом убытки.

Максимальный размер убытков не может превышать разницу между стоимостью всей работы и стоимостью фактически выполненной работы, даже если фактически убытки больше этой разницы.

Таким образом, подрядчик может возвратить только неосвоенную сумму аванса. Для этого он должен подтвердить факт частичного выполнения работ, предусмотренных договором, их объем и стоимость.

ВАЖНО! При немотивированном отказе заказчика от исполнения договора и отсутствии нарушении со стороны подрядчика, подрядчик может оставить себе сумму аванса, равную стоимости выполненных работ.

В остальных случаях аванс подлежит возврату заказчику при его одностороннем отказе от исполнения договора.

Возврат аванса без расторжения договора подряда

В некоторых случаях, предусмотренных законом, например, если продавец не передает товар в установленный срок, возможен возврат аванса без формального расторжения договора (п.3 ст.487 Гражданского кодекса).

Однако, для договора подряда таких исключений не предусмотрено, и для возврата аванса (задатка) необходимо расторгнуть договор, если иное не предусмотрено самим договором подряда.

Рекомендации по вопросу возврата предоплаты по договору подряда

Определить правовую природу внесенной по договору предоплаты – является ли она авансом или задатком, в зависимости от этого проанализировать последствия расторжения договора.

Направить подрядчику уведомление об отказе от договора подряда с указанием оснований для такого отказа, а также потребовать возврата внесенной предоплаты.

При отказе подрядчика вернуть деньги добровольно – обратиться в суд с требованием о взыскании предоплаты.
При наличии нарушении со стороны подрядчика необходимо подтвердить их наличие доказательствами.

4. Необходимо учитывать, что подрядчик имеет право:

• удержать сумму задатка, если расторжение договора осуществляется по вине заказчика;
  • удержать сумму аванса, равную стоимости фактически выполненных работ при отсутствии нарушений со стороны подрядчика, если докажет их размер и стоимость, а также потребовать возмещения убытков.
Обсуждение вопросов по взысканию уплаченного аванса по договору подряда