Когда может быть установлен режим разделения рабочего дня
Допускается разделение рабочего дня на части работодателем в ситуациях когда:
- труд в организации или на предприятии носит особенный характер, к примеру, работа в учреждениях системы образования, в которых обучающиеся пребывают круглосуточно;
- отмечается разная интенсивность труда на протяжении рабочего дня. Подобная особенность характерна для транспортных структур.
При этом не допускается, чтобы суммарная длительность рабочего времени превышала предусмотренную длительность ежедневной работы.
Право приказом устанавливать подобный режим работы, а также регулировать все прочие вопросы, которые касаются установки режима, законодатель отнес к сфере локального урегулирования. Нормативно-правовой документ локального характера, в том числе соответствующий приказ, должен приниматься с учетом мнения уполномоченного представителя первичной профсоюзной ячейки.
На какие части разделяется рабочий день
Разделение рабочего дня на части осуществляется касательно некоторых категорий трудящихся в нормативно-правовых актах, принятых на уровне министерств. Например, относительно водителей автобусов, которые закреплены за регулярными маршрутами (к ним относятся городские, пригородные и междугородные) согласно Положению про особенности режима работы и отдыха водителей предполагается, что при наличии согласия представителей данной профессии, их рабочий день может быть поделен на 2 части.
Перерыв между ними может наступать не позднее чем через 4 часа после того, как начата работа. Длительность перерыва не может превышать 120 минут, а суммарная продолжительность работы ежедневно не может быть длиннее продолжительности ежедневной работы.
Доплата за разделение рабочего дня
При разделении рабочего дня на части возникают дополнительные неудобства для сотрудников, которые связаны с необходимостью покидать на определенный период рабочее место, а потом возвращаться обратно. Это компенсируется при помощи доплаты сотрудникам, которые вынуждены выполнять трудовые функции в подобном режиме.
Компенсация может предусматриваться на уровне законодательства, коллективного или трудового контракта, соглашения, а также нормативных актов локального характера, в том числе приказов. Такие выплаты не входят в размер оклада. Подобные компенсации предусмотрены для следующих категорий:
- женщин, которые работают в сельской местности, если имеет место разделение трудового дня части с наличием перерыва, длительность которого составляет более 120 минут. В этом случае производится доплата, которая составляет 30% от размера оплаты труда;
- для сотрудников ЖКХ, на определенные сферы бытового обслуживания и ремесленников установлен размер выплат, который не может быть менее 30%;
- руководителей железнодорожных структурных подразделений, для которых размер доплаты может составлять не более 30% от размера оклада.
Если имеет место разделение рабочего дня, предусмотренное отраслевым соглашением, положения нормативного акта локального характера, разработанные работодателем, должны быть разработаны согласно положениям такого соглашения.
В таком случае работодатель не имеет права определять уровень доплаты ниже, чем это было предусмотрено в отраслевом соглашении. Если нормативным актом локального характера не предусматривается доплата за разделение рабочего времени на части, трудящийся имеет право обратиться в госинспекцию труда для защиты своих прав.
В каких случаях обязательно разделение рабочего дня
Приказами и другими документами нормативного характера определяются профессии и должности, для которых может устанавливаться разбитый на части рабочий день. Так, например, Приказом Министерства связи определен следующий список профессий:
- руководитель отделения связи, принадлежащий к 5-7 группе;
- оператор приема/выдачи отправлений, в том числе телеграмм;
- оператор, который несет ответственность за почтовую доставку;
- почтальон;
- сортировщик отправлений;
- электромонтер станционного оборудования;
- телефонист переговорного пункта или справочной службы и т.д.
Возможность разделения рабочего времени предусмотрена для водителей Положением про особенности режима работы водителей. Подобными положениями предусматривается разделение трудового времени для:
- сотрудников метрополитена, а именно, сотрудников, которые имеют прямое отношение к сопровождению и обслуживанию пассажиров;
- педработников и прочих специалистов образовательных учреждений (например, школ-интернатов), в которых предусмотрено круглосуточное пребывание воспитанников или обучающихся.