Простой на производстве – явление достаточно частое. Работа останавливается по разным причинам, но страдают всегда подчиненные, так как работодатели не всегда хотят признавать свою вину и оплачивать простой.
Что такое простой и его причины
Простоем называется вынужденная остановка рабочего процесса, которая происходит в результате определенных причин. Но в нормативных актах нет ни одного указания на то, что это за причины. На практике простой происходит по следующим причинам:
- разъединение, объединение или ликвидация отделов, структурных подразделений и т. д.;
- использование новых методов и способов на производстве;
- замена, ремонт или улучшение оборудования;
- финансовые неурядицы в организации.
Причины вынужденного простоя могут быть самыми различными, но важным является совсем не это. Важно, по чьей вине произошла остановка. Исходя из этого, различают три вида вынужденного перерыва в работе предприятия:
- по вине работодателя;
- по вине работника;
- по причинам, независящим от действий сторон.
К примеру, простой по вине работника может подразумевать поломку оборудования по неосторожности. Но если оно было неправильно установлено, то это уже вина работодателя. В ситуации, когда оборудование ломается из-за производственного брака, стороны трудовых отношений не виноваты.
Существуют разные случаи, когда работникам совершенно не нравился факт простоя на работе, поэтому они подавали в суд. Или обращались в трудовую инспекцию и профсоюз. Таким способом действительно можно доказать, что работодатель умышленно лишает сотрудников работы и оплаты труда, отправляя в отпуск по причине простоя. Но главной целью таких исков всегда становится взыскание с начальника заработной платы и, в некоторых случаях, компенсаций.
Оплата простоя в зависимости от его причин
Оплата времени простоя осуществляется согласно трудовому законодательству. Естественно, многое зависит от причин вынужденного перерыва в работе предприятия:
- если простой произошел по вине работодателя, то он должен произвести все необходимые выплаты своим подчиненным. Работник имеет право получить 2/3 от заработной платы. Для расчета средней зарплаты учитываются все выплаты сотруднику. При этом закон разрешает устанавливать в локальных документах суммы возмещения гораздо больше, чем указано в нормативных актах. Но оплата труда не должна быть меньше ни в коем случае.
- В случае, когда простой произошел по вине третьих лиц, работникам выплачивается 2/3 от заработной платы, пропорционально рассчитанных по времени, когда длилась задержка. В этом случае при расчете средней зарплаты дополнительные выплаты не учитываются.
- Если простой образовался по вине подчиненного, никаких выплат он не получает.
Если незадолго до простоя работник стал временно нетрудоспособным и его положение не изменилось во время простоя, в этот период он получает пособие в размере заработной платы, но не больше стандартного пособия по нетрудоспособности.
Также важно знать, что в ряде профессий к причинам вынужденного отпуска простой не относится. В первую очередь это касается спортсменов, сотрудников средств массовой информации, а также театра, кино и т. д. Все то время, когда они не работают (не снимаются на телевидении, не выступают и т. д.), не считается простоем.
Нередко, когда в организации наступает простой (неважно, по чьей вине), руководитель оправляет всех своих подчиненных в отпуск. Заработная плата при этом не сохраняется. Такой отпуск является незаконным, если он не оплачивается согласно установленным правилам. Если работодатель нарушит таким способом законодательство, он будет вынужден выплатить штраф. Для юридических лиц его размер может доходить до 50 тыс. рублей.
Права и обязанности работодателя
Что в первую очередь должен сделать работодатель, если произошел неожиданный простой в работе? Естественно, найти причину, повлиявшую на его возникновение. От того, кто виноват в случившемся, зависят дальнейшие действия работодателя. Многие моменты в данном случае являются спорными, так как не всегда удается установить, кто именно виноват в простое.
Например, задержка произошла из-за того, что поставщики не завезли необходимый материал. Ситуация двоякая, так как виноват и работодатель, который не проследил за этим, и сами поставщики, то есть третьи лица.
В таких случаях многое зависит от действий начальника. Если он ничего не делает и не пытается улучшить ситуацию, чтобы простой не возник, то, скорее всего, именно он будет признан виновным. Другое дело, если работодатель изо всех сил старается исправить ситуацию, то есть подает в суд, ищет другие поставки, то причина простоя будет в действиях третьих лиц. Соответственно, и размер выплат работникам будет разный.
Итак, в обязанности работодателя входит найти виновного и предотвратить простой. Если последнее сделать невозможно, остается только документально зафиксировать этот процесс и оплатить время, когда работники не могут выполнять свои прямые обязанности. Еще один важный момент заключается в том, что в некоторых случаях для того, чтобы дать сотруднику возможность работать, его могут перевести на другую должность. Это право начальника, но процедура осуществляется только с согласия работника. Оплата труда в этом случае должны быть не ниже, чем на основной должности.
Права и обязанности работника
Главная обязанность любого подчиненного, обнаружившего причину простоя в работе (поломку и т. д.), это сообщить об этом руководству. Это можно сделать устно или в письменной форме. Если работник этого не сделает, но впоследствии работодатель узнает о его проступке, работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности.
В случае, когда по причине простоя работодателю будет нанесен материальный ущерб, такой сотрудник вынужден будет его возместить. Не поможет даже использование больничного отпуска с последующим предоставлением больничного листа или увольнение по собственному желанию.
Другое дело, если материальный ущерб произошел:
- из-за непреодолимой силы;
- вследствие хозяйственного риска;
- из-за необходимой обороны или при крайней необходимости.
Поэтому, если ущерб был нанесен, начальник обязан провести дополнительно расследование и выяснить все обстоятельства. Может быть создана и специальная комиссия.
Из-за вынужденного простоя в работе предприятия сотрудники могут рассчитывать на определенные гарантии в случаях:
- если сотрудник не прошел медобследование или не получил необходимое обучение в области охраны труда по причинам, от него не зависящим;
- если работа предприятия была остановлена из-за временного запрета в связи с различными нарушениями;
- когда работодатель не может предоставить подчиненному другую работу по объективным причинам;
- отказ сотрудника от выполнения трудовых функций, если они связаны с опасностью для его жизни и здоровья;
- если сотрудник не выполняет работу из-за того, что не было осуществлено обеспечение средствами коллективной или индивидуальной защиты;
- в случае забастовки, в которой подчиненный не участвовал, но все равно не имел возможность выполнять свои обязанности.
Что касается того, должен ли работник находиться на своем рабочем месте в случае простоя, то мнения специалистов разделяются. С одной стороны, простой может занять достаточно много времени, поэтому нет смысла человеку ходить на работу. Поэтому работодатели часто отправляют таких сотрудников в отпуска, сохраняя за ними зарплату. Но что делать, если ежегодный отпуск работнику еще не положен или он им уже воспользовался? Ведь, согласно законодательству, простой не является причиной отдыха.
Это может быть вариант больничного отпуска. Но в этом случае от работника требуется предъявление больничного листа. Также некоторые руководители закрепляют необходимые положения в локальных документах. В соответствии с ними, работники могут не присутствовать во время простоя на рабочем месте.