Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Управление фондом

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов.


Фонд: понятие, особенности организационной формы

Фондом в России признается структура, созданная для реализации не противоречащих закону социально значимых целей в сфере благотворительности, культуры, образования. Работа фондов, в зависимости от сферы деятельности, регламентирована отраслевым законодательством, например – 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов описаны в пределах подпараграфа первого (ст.123.17-123.20) §7 «Некоммерческие унитарные организации» гл.4 Гражданского кодекса.

Признак «некоммерческие» подразумевает отсутствие у фонда правовых оснований для реализации деятельности, связанной с извлечением прибыли. Законодатель сделал некоторые попущения в отношении некоммерческих структур, в отдельных случаях позволяя им предоставлять платные услуги или осуществлять мероприятия, связанные с получением дохода, впоследствии направляемого на реализацию уставных целей. Для фондов запрет коммерческой деятельности является абсолютным.

Признак «унитарные» следует рассматривать в контексте ст. 65.1 ГК, действие которой распространяется также на некоммерческие структуры. Корпоративные организации функционируют на основе членства. Иными словами, их учредители автоматически признаются членами и формируют органы управления. Учредители унитарных организаций (в т. ч. – фондов) членства в созданных ими структурах не приобретают, в число руководящих органов не входят.

Это имеет ключевое значение для определения структуры органов фонда:

  • Во-первых, необходимо обеспечить учредителям контроль пожертвований, которые являются главным источником формирования доходов фонда, возможность эффективно контролировать расходование средств. Законодатель разрешил этот вопрос, предусмотрев для фондов такой надзорный орган как попечительский совет.
  • Во-вторых, необходимо предотвратить произвол, самоуправство и разного рода злоупотребления со стороны управленцев. Ввиду некоммерческого использования средств фонда проконтролировать эффективность вложений очень сложно. Проблема разрешена путем установления обязательной коллегиальности высших органов управления фондом. По задумке законодателя члены коллегиальных органов контролируют друг друга.

Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции

Законодатель не дал названия высшему органу управления фонда, оставив этот вопрос на усмотрение учредителей.

Наибольшее распространение в правоприменительной практике получили такие наименования как «собрание» и «общее собрание». Ключевое требование к этому органу – коллегиальность. Оно отображено непосредственно в ст. 123.17, 123.19 ГК.

Общее собрание это зачастую многочисленный и «громоздкий» орган, который:

  • собирается единожды за оговоренный уставом период (например, раз в полугодие);
  • созывается по необходимости.

Законодатель применяет понятие «исключительная компетенция». Объем полномочий, которым высший коллегиальный орган обладает в силу ст.123.19 ГК, уставом может быть только расширен.

  • Общее собрание обладает статусными полномочиями. Прежде всего, оно устанавливает приоритетные сферы деятельности фонда и векторы расходования его средств. Последние должны соответствовать целям создания фонда, выписанным в уставе. При необходимости собрание вносит правки в устав или принимает документ в новой редакции.
  • Закон наделяет высший коллегиальный орган полномочиями определять источники доходов фонда. Думается, что реализовывать такие функции фонд может лишь условно. Дело в том, что члены собрания – наемные управленцы. Они не являются учредителями фонда или его финансовыми донорами. Обязывать кого-либо жертвовать средства и/или имущество в пользу фонда они, конечно, не вправе. Вместе с тем, фонд не имеет оснований отказывать в принятии пожертвований от любых заинтересованных в его деятельности лиц. Вместе с тем, общее собрание инициирует популяризацию деятельности фонда, сбор средств и т. п.
  • Высший коллегиальный орган образовывает все другие органы управления, определяет их персональный состав. Он же при необходимости прекращает деятельность должностных лиц таких органов досрочно.
  • Общее собрание утверждает годовые планы и отчеты о деятельности, составленные на основании бухгалтерской и финотчестности. Он также дает согласие исполнительному органу на совершение крупных гражданских сделок.
  • Коллегиальный орган не вправе инициировать создание или участие в действующих хозяйственных обществах. Впрочем, это полномочие может быть отнесено к компетенции иных органов. Собрание принимает решения о создании филиалов и территориальных представительств фонда.

Исполнительный орган управления фонда, его функции и компетенция

Организационное обеспечение текущей деятельности фонда ложится на исполнительный орган. Законодатель не предъявляет к составу исполнительных органов каких-либо требований, а также не устанавливает его названия.

Основываясь на предписаниях ГК и правоприменительной практике можно утверждать следующее:

  • Исполнительный орган фонда бывает коллегиальным и единоличным.
  • Есть возможность комбинирования: гендиректор/председатель + правление. Тогда значимые вопросы подведомственны коллегиальному, малозначимые – единоличному исполнительному органу.
  • В пределах коллегиального исполнительного органа крупных фондов могут функционировать отделения, сектора.

Исполнительный орган фонда по общему правилу избирается его высшим коллегиальным органом. Однако профильным законодательством о фондах отдельных видов, а также уставом фонда это полномочие может быть отнесено к прерогативам учредителей.

К компетенции исполнительного органа/органов фонда относится разрешение всех вопросов его функционирования и деятельности, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или иного высшего коллегиального органа.

В пределах п.3 ст. 123.19 ГК законодатель ссылается на возможность возложения на члена исполнительного органа обязательства компенсировать убытки, причиненные фонду его неправомерными действиями/бездействием, ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и т. п. Основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц исполнительных органов юридических лиц оговорен ст.53.1 ГК.

Понятие и полномочия попечительского совета фонда

Попечительский совет фонда – это контрольно-надзорный орган, необходимость существования которого обусловлена унитарностью фонда и отсутствием в его пределах членских отношений.

Учредители и финансовые доноры фонда не входят в состав его руководящих органов, поэтому контролировать и влиять на расходование средств они могут только косвенно:

  • избирая исполнительный орган (если предусмотрено уставом);
  • участвуя в работе попечительского совета.

Членами попечительского совета обычно выступают его учредители и благотворители, пожертвования которых формируют основу финансовой деятельности фонда.

Для обеспечения надлежащей прозрачности деятельности и улучшения имиджа фонда (способствует сбору средств) в попечительский совет зачастую приглашают представителей общественности, известных деятельней культуры, искусства. Это особо актуально для фондов с единственным учредителем.

Автор статьи

Хухлынин Владислав Сергеевич - Корпоративный юрист
Корпоративный юрист

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Трудовое право, Семейное право, Корпоративные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по корпоративному праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Нужно ли где-либо регистрировать изменения в составе правления фонда?

Нужно ли где-либо регистрировать изменения в составе правления фонда? Или для вступления в силу достаточно просто решения предыдущего состава правления, оформленного соответствующим протоколом?

Александр05.10.2021 00:06

Добрый день! Да, все изменения регистрируются в ФНС. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, общественного объединения http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54968/9c39efda2fee2f16dd094df0ef8dae30e013d6bd/ 

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна05.10.2021 11:33

Органы управления в фонде поддержки педпринимательства

В нашем уставе фонда 2009г. высшим органом управления является попечительский совет. Надо ли вносить изменения в устав?

Владимир25.09.2021 14:40

Добрый день. 

Да, необходимо привести устав в соответствие с требованиями действующего законодательства.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f319259fbcb27679c7b7a7dce939651050989d73/

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна26.09.2021 02:45
Инна02.11.2021 23:44

Добрый день, возможно ли существование фонда с учредителями (учредителем) выполняющими функции высшего коллегиального органа и попечительским советом

Добрый день!

Согласно ст. 123.19 ГК РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f319259fbcb27679c7b7a7dce939651050989d73/), Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Коллегиальный орган - это орган правления организации. Единоличным исполнительным органом  некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан. Попечительский совет в фонде создается из числа его учредителей или их представителей, а также иных лиц.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП - Москва
№1 в рейтинге адвокатов России - top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна03.11.2021 18:17