Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Учредители и устав религиозной организации

Учредители и устав религиозной организации

Учредители религиозной организации, количественные требования к их численности.


Учредители религиозной организации, количественные требования к их численности

Религиозная общественная организация – юридическое лицо некоммерческого типа, которое формируется с целью реализации целей, связанных с духовными, религиозными потребностями граждан.

Нормы закона утверждают:

  • Количество лиц, которые могут входить в состав такой общественной организации;
  • Особенности, которыми характеризуется местная религиозная организация;
  • Особенности, которыми отличается централизованная религиозная организация;
  • Правила формирования такого юридического лица;
  • Требования соответствия деятельности положениями Закона о свободе совести.

Учредителями местной религиозной организации могут быть физические лица, количеством от 10 человек и более. Централизованная организация создается местными организациями, которых должно быть не менее 3 для регистрации сообщества централизованного типа.

На выделение местных и централизованных общественных объединений оказывает прямое влияние территориальный фактор.

Нормы Закон о свободе совести требуют, чтобы учредитель соответствовал определенным требованиям:

  • Учредитель общественной организации должен быть совершеннолетним;
  • Участники сообщества, которые основывают сообщество некоммерческого типа с религиозными целями деятельности, должны проживать на одной территории;
  • В качестве учредителя объединения не допускается несколько категорий физических лиц: лицо без гражданства или гражданин другого государства, лицо, признанное по решению суда экстремистом, лицо, включенное в перечень, согласно федеральному закону «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», лицо, пребывание которого на территории страны признано нежелательным.
  • Учредитель общественного объединения должен иметь полную дееспособность.

Закон о свободе совести, деление религиозных организаций на местные и централизованные

Закон о свободе совести – один из наиболее важных законов, положения которого являются основанием для объединения и функционирования религиозных организаций. Данный документ предъявляет повышенные требования к местным организациям. Требования к объединениям централизованного типа не такие строгие.

Особенности регулирования основания централизованного объединения касаются вопросов составления наименования. В наименовании могут содержаться слова «Россия», «российский» и производные от этих слов только в том случае, если централизованная организация на момент регистрации имеет 50-летнюю историю законной деятельности.

Местные религиозные организации могут иметь в составе не менее 10 лиц. Централизованные общественные объединения формируются местными организациями в количестве не менее 3.

Устав религиозной организации, его функции, требования к содержанию

Устав является единственным учредительным документом религиозной общественной организации. Устав религиозной организации содержит основные положения, которые контролируют деятельность данного сообщества.

Основные положения устава объединения касаются таких вопросов:

  • Наименование;
  • Адрес/Метро расположения;
  • Цели деятельности;
  • Предмет деятельности;
  • Вид организации;
  • Состав;
  • Источники поступления имущества для деятельности религиозного сообщества;
  • Порядок ликвидации и особенности распределения имущества после ликвидации.

Устав местной религиозной организации составляется и утверждается учредителями или централизованной организацией.

Кроме основной информации, могут быть дополнительные данные:

  • Вероисповедание;
  • Принадлежность к централизованному объединению, если таковая имеется;
  • Порядок внесения изменений в текст Устава;
  • Особенности деятельности, которые необходимо урегулировать, помимо основных вопросов.

Данные о вероисповедании, согласно Закону о свободе совести, должны отражаться в наименовании общественной организации.

Порядок осуществления учредителями религиозной организации функций органа управления или члена коллегиального органа управления

Местная религиозная организация и ее деятельность регулируются нормами законодательства и Уставом организации. Центральный орган управления общественной организации является коллегиальным, а его деятельность регламентируется Уставом.

В учредительном документе можно изложить особенности функционирования коллегиального органа, частоту собраний и другие вопросы, которые касаются его деятельности.

Конкретные нормы, относительно формирования и деятельности органов управления общественной религиозной организацией, не установлены. В данном случае, учредители имеют свободу принятия решений относительно данных органов и определения их компетентности.

Структура объединения также определяется учредителями.

Вопрос-ответ

О порядке вступления в членство религиозной организации

требуют ли государственные органы заявления о вступлении в религиозную организацию евангельских христиан баптистов от её членов?

фуркат20.07.2019 19:16

Добрый день. Нет, не требуют.

Коханов Николай Игоревич20.07.2019 19:33
Людмила25.09.2019 14:24

Здравствуйте! В 2002г. являлась учредителем религиозной организации. В настоящее время связь утерена и я не участвую в ней. На сегодня я стою на бирже труда. Там вдруг выяснилось, что я юр. лицо. Дали мне распечатку учредителей, и я в том числе. Биржа труда хочет снять меня с учета, и чтоб я вернула выплаченные мне пособия за 2 мес. Я не хочу сниматься с учета, т.к у меня нет работы, и не нашла биржа еще. Как мне поступать в данной ситуации? В Религиозной организации нет работников и нет зарплат. Подают нулевые деклорации в налоговую о не имеющихся доходов. Спасибо!

Независимо от того, заключен у Вас трудовой договор или нет, Вы считаетесь занятым гражданином и не подлежите постановке на учет в центре занятости населения.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) "О занятости населения в Российской Федерации"

Цитата:Статья 2. Занятые граждане

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
Сазонов Сергей Владимирович11.11.2019 21:10
За более подробной консультацией  рекомендую обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «МИП». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru По стоимости услуг Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Дубровина Светлана Борисовна21.07.2019 00:00

15 летний срок

Добрый день. Подскажите, необходимо ли ждать 15 лет для того, чтобы зарегистрировать церковь? Думаем о регистрации, но нас всячески пытаются втянуть под крыло другой церкви, говоря, что без этого не получиться пройти регистрацию.

Антон18.04.2019 12:56
Добрый день! Статья 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "О свободе совести и о религиозных объединениях" определяет порядок государственной регистрации религиозных организаций, в соотвествии с которой:
 
1. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.
2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.
5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:
заявление о регистрации;
список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
устав религиозной организации;
протокол учредительного собрания;
документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;
сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
документ об уплате государственной пошлины.
6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:
заявление о регистрации;
список учредителей религиозной организации;
устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);
соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);
документ об уплате государственной пошлины.
При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.
В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).
10. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.
12. За государственную регистрацию религиозной организации, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Сайботалов Вадим Владимирович18.04.2019 14:35
Согласна коллегой.
Федорова Любовь Петровна19.04.2019 15:13

Учредители в религиозной организации

Будьте добры,проконсультируйте по такому вопросу: учредители в религиозной организации умерли и налоговая требует привести данные ЕГРЮЛ в соответствие с 128-ФЗ...т.е.переизбрать учредителей??!! но в религиозной организации ведь учредители не меняются в ЕГРЮЛ?

Ольга12.04.2019 11:21

Добрый день, Ольга. Когда происходит смена учредителей в религиозной организации, все изменения должны быть изменены в государственном реестре. Нужно предоставить заявление об изменении в составе учредителей. Если в настоящее время религиозная организация прекратила свою деятельность, так же должно быть заявление о прекращении деятельности организации. Вы можете обратиться за юридической консультацией к специалистам Юридической группы МИП. Так же вы можете использовать ПРОМОКОД МИП10 (дает скидку 50% на все юридические консультации). Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 1, nm@advokat-malov.ru

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Сайботалов Вадим Владимирович14.05.2019 15:54
Согласна с коллегой
Федорова Любовь Петровна14.05.2019 17:05

смена учредителей религиозной организации

Основания для смены учредителей ПМРО, перечень предоставляемых документов, формы для заполнения. смена учредителя в связи со смертью.

Марина01.04.2019 21:34

Добрый день! Смена учредителей в религиозной организации подлежит регистрации в Министерстве юстиции. Для этого потребуются следующие документы: копии учредительных документов, свидетельство о постановке на учет в ИФНС, свидетельство о государственной регистрации, а также копии паспортов новых учредителей. На регистрацию подаются одновременно две формы: Р 13001, Р 14001. Учредители и устав религиозной организации https://advokat-malov.ru/yur.-lica/uchrediteli-i-ustav-religioznoj-organizacii.html http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/647770f200581801a861ab0a8954b11871602d1a/ 

Дубровина Светлана Борисовна19.04.2019 16:45
Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.