Описание проблемы:
Собственником квартиры получен счет от управляющей компании с долгом за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, который накопился за продолжительный период времени, в то время как ранее квитанция на оплату за эти услуги не выставлялась.
Разобраться в квитанциях от управляющей компании иногда действительно очень трудно, а порой там появляются совсем непонятные строчки с огромными суммами. Очень важно понимать, за что именно были начислены те или иные суммы, обоснованы ли они. К сожалению, управляющие компании могут выставить какие-то лишние услуги или завысить их стоимость, либо же просто ошибиться в расчетах.
Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/unrecognizable-house-agent-writing_1540759.htm
Изображение от Freepik
Что входит в начисления за содержание жилья?
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 22 от 27.06.2017 г.):
Плату за содержание жилого помещения.
Плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плату за коммунальные услуги.
Плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, в содержание жилого помещения входит содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При наличии договора с управляющей компанией именно ей выполняются обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (п.2 ст.162 Жилищного кодекса).
Кто должен оплачивать начисления за содержание жилья?
Нужно понимать, что собственник квартиры несет бремя содержания не только самой квартиры, но и общего имущества в соответствующем многоквартирном доме (п.3 ст.30 Жилищного кодекса).
И согласно п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
ВАЖНО! Неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы (п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса).
Обязанность по внесению платы возникает у собственника с момента возникновения права собственности на помещение, т.е. с момента регистрации перехода на него права собственности на жилое помещение в ЕГРН.
Как осуществляется оплата начислений за содержание жилья?
Плата вносится на основании платежных документов, которые могут выставляться в том числе в электронной форме (ч.2 ст.155 Жилищного кодекса).
ВАЖНО! Отсутствие выставленных платежных документов не является основанием для освобождения собственника от оплаты таких услуг.
На это, в частности, указывал Верховный суд РФ, мотивируя тем, что обязанность такой оплаты и ее срок возникают из Жилищного кодекса и договора управления МКД. Собственник, действуя добросовестно, может обратиться в Управляющую компанию за соответствующими платежными документами самостоятельно (Определение ВС РФ от 10 апреля 2019 г. № 303-ЭС19-3457).
За какой период могут быть взысканы начисления за содержание жилья?
Следует учитывать, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу и составляет три года (п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 22 от 27.06.2017 г.).
ВАЖНО! Управляющая организация не может принудительно в судебном порядке взыскать с собственника платежи более чем за 3 года до обращения в суд.
Таким образом, управляющая компания не может внезапно выставить вам счет за 15 лет.
Если же предъявлен иск в суд за больший период, собственнику необходимо заявить в суде о пропуске ответчиком срока исковой давности по платежам, задолженность по которым возникла ранее.
Обратиться в управляющую компанию с заявлением о проверке правильности исчисления платы за содержание квартиры.
При поступлении такого заявления собственника управляющая организация обязана провести проверку правильности начисления размера платы за содержание жилого помещения в течение 30 дней.
Если будут выявлены нарушения, управляющая компания должна выплатить собственнику штраф в размере 50% от излишне начисленной суммы в течение 2 месяцев с момента обращения (п.11, п.12 и п.13 ст.156 Жилищного кодекса).
Обратиться в государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или органы прокуратуры с жалобой.
Обратиться в суд.
В случае отказа управляющей организации в пересчете или игнорирования заявления собственника можно обратиться в суд с исковым заявлением о перерасчете задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и взыскании штрафа.