Нормами гражданского права установлен порядок, при котором имущество принадлежит юрлицу, а учредитель имеет статус собственника доли в уставном капитале. Однако существуют исключения. Некоторые из них связаны с деятельностью государственного или муниципального казенного предприятия. Их имущество предполагает право оперативного управления. Этот титул обладает существенными ограничениями и предполагает высокую степень влияния собственника.
Базовые правила, касающиеся возможностей распоряжения вещами, которыми обладает государственное или муниципальное казенное предприятие, установлены в ст. 297 ГК.
Режим имущества казенного предприятия
Режим, на основании которого совершаются сделки, предметом которых выступает как движимое, так и недвижимое имущество казенного предприятия, предполагает значительное вовлечение собственника (соответствующего государственного или муниципального органа). Общее правило установлено в ч. 1 ст. 297 ГК. Оно требует не только согласия собственника при совершении сделок муниципального или государственного казенного предприятия по отчуждению имущества, но и согласовывать все иные случаи распоряжения.
Распоряжение имуществом государственных региональных и муниципальных казенных предприятий.
Порядок совершения сделок такими субъектами аналогичен действующему в отношении федерального предприятия. Права собственника реализует уполномоченный орган на соответствующем уровне. Закон не именует конкретные структуры, поскольку их наименование и функции определяются на регионом и муниципалитетом самостоятельно.
Право оперативного управления также подразумевает ограничения не только на отчуждение, но и на иное распоряжение переданными вещами.
Совершение казенными предприятиями отдельных видов сделок
Ст. 19 закона устанавливает ряд правил, касающихся имущества, закрепленного на праве оперативного управления за такими предприятиями.
Она предоставляет возможность собственникам самостоятельно определять виды или стоимость сделок, требующих одобрения.
Это обусловлено необходимостью учитывать особенности той или иной сферы экономики.
Дополнительным ограничением выступает возможность распоряжения объектами, которые принадлежат этому субъекту на праве оперативного управления, не только с согласия государственного или муниципального собственника, но и при условии сохранения возможности вести запланированную изначально деятельность. Если речь идет о производстве, то невозможно отчуждать цеха или применяемое оборудование.
Распоряжение вещами, находящимися не на праве оперативного управления
Возможны ситуации, когда вещи находятся у казенных предприятий на праве, отличном от оперативного управления. Ч. 3 ст. 19 закона регулирует вопросы, связанные с арендными отношениями, если это имущество государственное или муниципальное. Устанавливаются следующие ограничения:
- невозможность дальнейшей передачи земли в порядке субаренды.
- запрет на передачу прав по этому договору другим лицам.
- невозможность передачи арендных прав в качестве предмета залога.
- запрет на внесение арендных прав в уставный или складочный капитал организаций.
Распоряжение готовой продукцией и прибылью
По общему правилу, эти действия организация может выполнять самостоятельно. Однако возможны ограничения, устанавливаемые решениями исполнительных органов. В настоящее время они не определены.
К прибыли применяются правила, устанавливаемые собственником на том или ином уровне. В отношении любого федерального предприятия действуют правила, установленные Постановлением Правительства N 872. Оно требует перечислять четверть доходов в бюджет, а остальное в фонды организации и расходовать на согласованные цели.
Порядок направления прибыли на региональном и муниципальном уровне регулируется соответствующими актами.