Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ

Изъятие участка, используемого с нарушением законодательства, осуществляется в принудительной форме.


Земельным законодательством предусматривается разработка нормативной базы, которая регулирует не только формы собственности, категориальное разграничение государственных территорий, основные процессы, процедуры сделок и земельного оборота, а также устанавливает правила и обязанности, соблюдение и выполнение которых является обязательным для всех собственников, владельцев и пользователей земельных территорий.

Соответственно, случаи несоблюдения требований закона подлежат юридическому наказанию, одним из форм которого является изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Данная процедура предусматривает наличие серьезных оснований, соблюдение строгого порядка, а также возникновение определенных правовых последствий для собственников, владельцев и пользователей земли, которые эксплуатировали территории с нарушениями законодательства.

Требования законодательства по использованию земельных участков

Земельное и гражданское законодательство в нормативной форме предъявляет конкретные требования лицам, которые обладают земельными территориями на правах собственности. Основные группы государственных требований касаются следующих сфер:

  • Рациональное использование и всяческая охрана земель.

Законодательством регламентируется такое использование участков, которое будет обеспечивать максимально сохранение и восстановление экологических систем, а также естественных плодородных свойств почвы. Такое отношение к земельным участкам позволяет обеспечить соответствие качества земель для целевого предназначения;

  • Соблюдение указаний в отношении целевого использования.

Данный принцип реализуется на основе соотношения земельных территорий с конкретными целевыми категориями использования, в отношении которых установлен определенный режим эксплуатации. Соответственно, государственная территория подразделяется на земли, пригодные для сельскохозяйственного использования, территории населенных пунктов, земли с повышенными охранными требованиями, территории лесного и водного фондов, а также земли, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности;

  • Соблюдение общих правил и выполнение обязанностей, разработанных для собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Собственники территорий должны регулярно предпринимать меры по сохранению и улучшению почвы, защите территорий от пагубного влияния техногенных, стихийных и биологических факторов, ликвидации последствий различных загрязнений и порчи земель. Данные меры должны способствовать сохранению плодородных свойств почвы и улучшению экологического состояния окружающей среды.

Случаи использования земельного участка с нарушением законодательства РФ

Использование земельных территорий собственниками предусматривает соблюдение всех правил и выполнение обязанностей, возложенных на граждан земельным законодательством России. Нормативной базой также устанавливаются случаи, для которых характерно нарушение законодательства в отношении территорий:

  • самовольное нарушение государственных указаний по целевому предназначению участков, особенно если такая эксплуатация приводит к очевидному снижению плодородных свойств почвы, а также неблагоприятно сказывается на экологическом состоянии окружающей среды;
  • отказ от использования собственных территорий сельскохозяйственного предназначения или участков, на территории которых должно осуществляться строительство жилья, в течение трехлетнего срока. В данном случае законодательством может устанавливаться иной срок;
  • невыполнение обязанностей граждан, согласно которым должно осуществляться приведение земель в пригодное для оптимального целевого использования состояние;
  • отказ от выполнения возложенных государством на собственников земель обязанностей по произведению рекультивации, принятию мер для улучшения состояния земель и осуществления мероприятий по охране земельных участков;
  • намеренная порча земельных территорий и плодородного слоя;

Порядок изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ

Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством и в принудительной форме. Уполномоченные государственные или муниципальные органы могут принимать решение об изъятии из личного пользования участков, находящихся в частной собственности, при наличии серьезных оснований:

  • При нарушении установленного ранее целевого назначения в отношении определенных категорий земель;

В данном случае учитывается самостоятельная смена целевого назначения территорий сельскохозяйственного назначения, а также тех участков, которые предназначены для строительства жилых построек. Также учитывает факт отказа от использования территорий в течение трехлетнего срока. В данный период не входит срок, необходимый для полноценного освоения участка, а также случаи стихийных бедствий и катастроф;

  • При нарушении правил земельного законодательства будет изъят участок у его законного собственника, если лицо эксплуатировало землю с нарушениями правил рационального и бережного использования, а также при возникновении тенденции к ухудшению качества и естественных свойств земли.

Начальным этапом изъятия территорий из частного пользования является предварительное предупреждение собственников участков о наличии допущенных ранее нарушений, которые устанавливаются земельным законодательством. Возможны два законных механизма изъятия участков:

  • добровольный досудебный порядок;

Если собственник участка земли согласен с решением уполномоченного органа государственной или местной власти, он должен уведомить соответствующее учреждение в письменной форме. После получения соглашения на выполнение условий принятого решения государственная организация может продать участок с публичных торгов;

  • принудительный судебный порядок.

Если собственник земельного участка не согласен с принятым ранее решением уполномоченных государственных или муниципальных органов, соответствующие учреждения имеют право обратиться в суд. В данном случае в судебном иске будут выражены требования о принудительном изъятии территории для последующей его продажи.

Гражданско-правовые последствия для собственников, использующих земельный участок с нарушением законодательства РФ

Процедура принудительного или добровольного изъятия земельного участка из частной собственности и пользования имеет определенные последствия в отношении самого объекта изъятия. Результатом изъятия становится организация публичной продажи данного участка и установление прав на него в отношении иного лица.

Граждане, которые ранее использовали земельные участки с грубыми нарушениями земельного законодательства и стали субъектом процедуры по изъятию земель, также столкнутся с определенными гражданскими и правовыми последствиями, среди которых:

  • наличие грубых нарушений, установленных законодательством правил рационального и оптимального использования земель, влечет за собой лишение собственников участков права собственности;
  • нарушение предписаний о целевом назначении категорий земель, а также действия, которые существенно снижают качество и плодородные свойства почвы сельскохозяйственного предназначения, способствуют очевидному ухудшению экологического состояния окружающей среды, влечет за собой продажу земельного участка с публичных торгов в принудительном порядке.

Таким образом, для предотвращения случаев принудительного изъятия и продажи частной земельной собственности граждане обязаны соблюдать основные требования земельного и гражданского законодательства. Данные нормы регламентируют особенности рационального и бережного использования территорий, соблюдение предписаний по целевому назначению, а также выполнение обязанностей по охране и улучшению плодородных свойств земель.

Автор статьи

Григорьева Дарья Вячеславовна - Юрист по гражданским делам
Юрист по гражданским делам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Гражданские дела, Жилищное право, Договорное право.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по гражданскому праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

земельное законодательство процедура изъятия земельного участка в случае если санитарно-защитная зона накладывается на земельные участки занятыми жилыми домами и огородами

земельное законодательство процедура изъятия земельного участка в случае если санитарно-защитная зона накладывается на земельные участки занятыми жилыми домами и огородами

роман01.09.2021 06:30

Добрый вечер. Процедура изъяти урегулирована ст. 279-281 ЗК РФ.

Однако земельное законодательство не предусматривает обязанности  государственных и муниципальных органов по изъятию з.у., расположенного в зоне СЗЗ.

Вот выдержка из судебной практики в подтверждение этой позиции

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия включают в себя не только право, но и обязанность ответчика по изъятию земельных участков, несостоятельны.

Согласно п. 2 ст. 279 ГК РФ решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

Статья 63 ЗК РФ устанавливает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В частности, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельного участка допускается в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов федерального транспорта, путей сообщения, объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами.

Таким образом, обязанность по изъятию земельного участка возникает у органа местного самоуправления на основании решения об изъятии земельного участка.



http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/115786415/

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна02.09.2021 04:03