Ст. 160 ГК РФ выделена простая письменная форма сделки. Рассмотрим понятие, основные особенности ее составления, содержание документа, требования к составлению, а также электронный документооборот и его особенности.
Понятие, содержание письменной сделки
Нормы ст. 160 ГК РФ применимы к следующим формам сделок:
- простой письменной;
- нотариальной, являющейся разновидностью первой.
Ст. 160 ГК РФ определяет понятие: письменная форма сделки – это составленный в установленном порядке документ, который соответствует нижеприведенным требованиям:
- отражает содержание сделки;
- подписан стороной или сторонами процесса, либо уполномоченными лицами стороны/сторон.
Простые письменные сделки могут быть заключены:
- между двумя сторонами (двусторонняя система сделок);
- между тремя и более лицами (многосторонняя система сделок).
Порядок составления и осуществления письменной сделки
Ч. 2 ст. 434 ГК РФ регламентирует, что простая письменная сделка может быть совершена посредством составления и подписания документа:
- в бумажном виде;
- через электронный документооборот - путем обмена по электронным каналам связи (почтовые отправления, телеграммы, телефаксы, электронная почта и др.), позволяющим достоверно установить, что документ был отправлен определенной стороной другому лицу осуществляемой сделки.
Система заключения договора посредством обмена документацией, в том числе и через электронный документооборот, применяется достаточно широко и значительно облегчает гражданские правоотношения между сторонами процесса.
Одной из разновидностей простой письменной сделки являются:
- оферта – документ, содержащий в себе предложение о заключении договора одному или нескольким лицам со стороной, сделавшей предложение;
- акцепт – ответ лица о принятии оферты.
Соблюдение письменной сделки при отсутствии единого документа, содержащего оферту или акцепт
В отдельных случаях письменная форма сделки рассматривается как соблюденная без наличия единого документа, в котором содержится оферта или акцепт.
Пример № 1. Простую форму договора хранения рассматривают как соблюденную в случае, если поклажедателю были выданы:
- расписка, квитанция, свидетельство;
- номерной знак или жетон, свидетельствующий о принятии материальных ценностей на хранение.
Пример № 2. Простая форма банковского вклада рассматривается как соблюденная, если осуществление вклада было подтверждено:
- сберегательной книжкой;
- депозитным сертификатом;
- альтернативным документом, отвечающим особенностям и требованиям закона.
Особые требования к простой и письменной форме сделок
Закон определяет особенности требований к простой форме по некоторым разновидностям сделок.
Пример № 3. По нормам ст. 786 ГК РФ транспортная компания-перевозчик заключает договор с пассажиром посредством выдачи последнему билета.
Пример № 4. Сдача пассажиром имущества в качестве багажа подтверждается багажной квитанцией, выданной транспортной компанией пассажиру.
Формы вышеуказанных документов утверждаются соответствующими транспортными уставами и кодексами.
Пример № 5. Особенности форм документации на перевозку пассажиров, багажа и грузов ж/д транспортом регламентированы Приказом Минтранса России № 120.
Пример № 6. Форма электронного билета на ж/д транспорте утверждена Приказом Минтранса № 102.
Пример № 7. Порядок, условия и требования к содержанию платежного поручения, исполняемого банком, регламентируются ст. 864 ГК РФ, а также Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Понятие традиции скрепления сделки подписями сторон, функции
Система по удостоверению осуществляемых сделок посредством постановки подписей сторонами процесса имеет богатую историю и известна с древнейших времен.
Физическое лицо, заключающее договор с другой стороной, обязано поставить на документе свою подпись. Однако не всегда такое действие возможно вследствие физического недостатка, болезни или правовой неграмотности. В таких случаях гражданин может прибегнуть к помощи так называемого рукоприкладчика – другого гражданина, который может осуществить подписание документа.
Рукоприкладчик проставляет на документе свою подпись и обязательно указывает, что действия производятся от имени лица, не имеющего возможность самостоятельно удостоверить документ.
Тем не менее, одной лишь подписи рукоприкладчика недостаточно. Подпись должна быть в обязательном порядке удостоверена:
- в нотариальном порядке нотариусом;
- иным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.
Нотариус свидетельствует о постановке подписи определенным лицом, но не удостоверяет фактов, описанных в документе. Удостоверяемый нотариусом документ не должен противоречить требованиям законов РФ.
Помимо нотариуса, на удостоверение документа также уполномочены:
- организация, в которой гражданин осуществляет трудовую или учебную деятельность – при удостоверении документа на получение заработной платы, стипендии или иных видов пособий;
- администрация лечебного учреждения – при свидетельствовании доверенности от имени лица, находящегося на стационарном лечении;
- глава муниципальной администрации или уполномоченное лицо администрации органа местного самоуправления;
- должностные лица консульских учреждений РФ.
Специальные правила о подписании сделки
Особые требования о подписании регламентируются нормативными положениями законов, установленных для доверенности.
Ст. 185 ГК РФ определяет, что доверенность от имени юридического лица должна включать в себя:
- подпись руководителя организации или другого лица, уполномоченного на совершение данных действий учредительной документацией;
- печать организации.
Доверенность от имени муниципального или государственного предприятия на получение или выдачу материальных средств и иных ценностей имущественного характера должна пройти подписание старшим бухгалтером.
Специфика, понятие и особенности ведения электронного документооборота
Электронный документооборот в настоящие дни набирает все большую популярность.
Электронный документооборот – это документация, которой обмениваются участники системы, в которой данные и сведения представлены в электронно-цифровой форме.
Электронный документооборот характеризуется наличием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Для установления личности гражданина или юридического лица, применяющих электронный документооборот, используют ЭЦП.
ЭЦП – реквизит электронной документации, который:
- создан защитить от подделки;
- получен с помощью криптографического преобразования данных закрытого ключа ЭЦП;
- позволяет произвести идентификацию собственника сертификата ключа подписи (СКП);
- позволяет установить отсутствие искаженных сведений.
Электронный документооборот характерен тем, что ЭЦП имеет равную юридическую силу с подписью, сделанной на бумажном носителе, если:
- СКП действителен на момент подписания документации;
- подлинность ЭЦП подтверждена;
- ЭЦП используется согласно данным в СКП.
Электронный документооборот характеризуется тем, что осуществляемые действия гражданско-правового характера, связанные с системой использования электронных средств связи при обмене электронными сообщениями с применением ЭЦП, приравниваются к обмену документами в соответствии с 149-ФЗ.