Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Сделки и сроки » Письменная форма сделки

Письменная форма сделки

Понятие, содержание письменной сделки, порядок составления и осуществления письменной сделки.


Ст. 160 ГК РФ выделена простая письменная форма сделки. Рассмотрим понятие, основные особенности ее составления, содержание документа, требования к составлению, а также электронный документооборот и его особенности.

Понятие, содержание письменной сделки

Нормы ст. 160 ГК РФ применимы к следующим формам сделок:

  • простой письменной;
  • нотариальной, являющейся разновидностью первой.

Ст. 160 ГК РФ определяет понятие: письменная форма сделки – это составленный в установленном порядке документ, который соответствует нижеприведенным требованиям:

  • отражает содержание сделки;
  • подписан стороной или сторонами процесса, либо уполномоченными лицами стороны/сторон.

Простые письменные сделки могут быть заключены:

  • между двумя сторонами (двусторонняя система сделок);
  • между тремя и более лицами (многосторонняя система сделок).

Порядок составления и осуществления письменной сделки

Ч. 2 ст. 434 ГК РФ регламентирует, что простая письменная сделка может быть совершена посредством составления и подписания документа:

  • в бумажном виде;
  • через электронный документооборот - путем обмена по электронным каналам связи (почтовые отправления, телеграммы, телефаксы, электронная почта и др.), позволяющим достоверно установить, что документ был отправлен определенной стороной другому лицу осуществляемой сделки.

Система заключения договора посредством обмена документацией, в том числе и через электронный документооборот, применяется достаточно широко и значительно облегчает гражданские правоотношения между сторонами процесса.

Одной из разновидностей простой письменной сделки являются:

  • оферта – документ, содержащий в себе предложение о заключении договора одному или нескольким лицам со стороной, сделавшей предложение;
  • акцепт – ответ лица о принятии оферты.

Соблюдение письменной сделки при отсутствии единого документа, содержащего оферту или акцепт

В отдельных случаях письменная форма сделки рассматривается как соблюденная без наличия единого документа, в котором содержится оферта или акцепт.

Пример № 1. Простую форму договора хранения рассматривают как соблюденную в случае, если поклажедателю были выданы:

  • расписка, квитанция, свидетельство;
  • номерной знак или жетон, свидетельствующий о принятии материальных ценностей на хранение.

Пример № 2. Простая форма банковского вклада рассматривается как соблюденная, если осуществление вклада было подтверждено:

  • сберегательной книжкой;
  • депозитным сертификатом;
  • альтернативным документом, отвечающим особенностям и требованиям закона.

Особые требования к простой и письменной форме сделок

Закон определяет особенности требований к простой форме по некоторым разновидностям сделок.

Пример № 3. По нормам ст. 786 ГК РФ транспортная компания-перевозчик заключает договор с пассажиром посредством выдачи последнему билета.

Пример № 4. Сдача пассажиром имущества в качестве багажа подтверждается багажной квитанцией, выданной транспортной компанией пассажиру.

Формы вышеуказанных документов утверждаются соответствующими транспортными уставами и кодексами.

Пример № 5. Особенности форм документации на перевозку пассажиров, багажа и грузов ж/д транспортом регламентированы Приказом Минтранса России № 120.

Пример № 6. Форма электронного билета на ж/д транспорте утверждена Приказом Минтранса № 102.

Пример № 7. Порядок, условия и требования к содержанию платежного поручения, исполняемого банком, регламентируются ст. 864 ГК РФ, а также Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Понятие традиции скрепления сделки подписями сторон, функции

Система по удостоверению осуществляемых сделок посредством постановки подписей сторонами процесса имеет богатую историю и известна с древнейших времен.

Физическое лицо, заключающее договор с другой стороной, обязано поставить на документе свою подпись. Однако не всегда такое действие возможно вследствие физического недостатка, болезни или правовой неграмотности. В таких случаях гражданин может прибегнуть к помощи так называемого рукоприкладчика – другого гражданина, который может осуществить подписание документа.

Рукоприкладчик проставляет на документе свою подпись и обязательно указывает, что действия производятся от имени лица, не имеющего возможность самостоятельно удостоверить документ.

Тем не менее, одной лишь подписи рукоприкладчика недостаточно. Подпись должна быть в обязательном порядке удостоверена:

  • в нотариальном порядке нотариусом;
  • иным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.

Нотариус свидетельствует о постановке подписи определенным лицом, но не удостоверяет фактов, описанных в документе. Удостоверяемый нотариусом документ не должен противоречить требованиям законов РФ.

Помимо нотариуса, на удостоверение документа также уполномочены:

  • организация, в которой гражданин осуществляет трудовую или учебную деятельность – при удостоверении документа на получение заработной платы, стипендии или иных видов пособий;
  • администрация лечебного учреждения – при свидетельствовании доверенности от имени лица, находящегося на стационарном лечении;
  • глава муниципальной администрации или уполномоченное лицо администрации органа местного самоуправления;
  • должностные лица консульских учреждений РФ.

Специальные правила о подписании сделки

Особые требования о подписании регламентируются нормативными положениями законов, установленных для доверенности.

Ст. 185 ГК РФ определяет, что доверенность от имени юридического лица должна включать в себя:

  • подпись руководителя организации или другого лица, уполномоченного на совершение данных действий учредительной документацией;
  • печать организации.

Доверенность от имени муниципального или государственного предприятия на получение или выдачу материальных средств и иных ценностей имущественного характера должна пройти подписание старшим бухгалтером.

Специфика, понятие и особенности ведения электронного документооборота

Электронный документооборот в настоящие дни набирает все большую популярность.

Электронный документооборот – это документация, которой обмениваются участники системы, в которой данные и сведения представлены в электронно-цифровой форме.

Электронный документооборот характеризуется наличием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Для установления личности гражданина или юридического лица, применяющих электронный документооборот, используют ЭЦП.

ЭЦП – реквизит электронной документации, который:

  • создан защитить от подделки;
  • получен с помощью криптографического преобразования данных закрытого ключа ЭЦП;
  • позволяет произвести идентификацию собственника сертификата ключа подписи (СКП);
  • позволяет установить отсутствие искаженных сведений.

Электронный документооборот характерен тем, что ЭЦП имеет равную юридическую силу с подписью, сделанной на бумажном носителе, если:

  • СКП действителен на момент подписания документации;
  • подлинность ЭЦП подтверждена;
  • ЭЦП используется согласно данным в СКП.

Электронный документооборот характеризуется тем, что осуществляемые действия гражданско-правового характера, связанные с системой использования электронных средств связи при обмене электронными сообщениями с применением ЭЦП, приравниваются к обмену документами в соответствии с 149-ФЗ.

Вопрос-ответ

Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.