Ликвидация юридического лица и ее этапы 

Ликвидация юридического лица предполагает процедуры полного прекращения его коммерческой и хозяйствующей деятельности, проводится в несколько этапов. При этом не предполагается, что обязательства и права распоряжения бизнесом могут перейти к другим гражданам. Решение о закрытии компании в обязательном порядке фиксируется в едином государственном реестре. Среди оснований реализации процедуры могут выделять сразу несколько причин:

  • Признание несостоятельности;
  • Решение судебного или государственного органа;
  • Решение собственников предприятия при убыточности бизнеса, достижении поставленных целей. 

Вне зависимости от причин пройти все этапы ликвидации юридического лица, оптимальным решением будет обратиться за помощью в юридическую компанию. Специалисты позаботятся о проработке индивидуальной схемы, а также о том, чтобы вы не столкнулись с процессуальными проблемами, максимально сэкономили время в процессе реализации процедуры. Кроме того, нельзя забывать, что каждый из этапов ликвидации юридического лица должен быть проведен в соответствии с требованиями законодательства – это также будет проконтролировано специалистами. Оптимальное решение – обратиться за помощью в компанию «МИП». Сотрудники правовой группы осведомлены обо всех тонкостях процесса и смогут подобрать оптимальный вариант в зависимости от конкретной ситуации. 

Основные этапы ликвидации юридического лица

Как уже было сказано выше, ликвидация юридического лица проводится в несколько этапов. Информация о каждом указана в законодательстве – участники не могут проигнорировать конкретную стадию. Стоит выполнять все действия в соответствии с рекомендациями, а лучше сразу обратиться в профессиональную организацию, оказывающую обслуживание по направлению. 

Этап принятия решения о ликвидации юридического лица

Решение о прекращении деятельности хозяйствующего субъекта и закрытии бизнеса в обязательном порядке должно быть оформлено документально. В случае если учредитель один, он оформляет решение самостоятельно, если участников несколько, потребуется организовать общее собрание. Что осуществляется в рамках собрания? 

  • Назначается ликвидационная комиссия, либо ликвидатор, который будет полностью контролировать процедуру. Лучше включить в нее представителей юридической компании, которые осведомлены обо всех тонкостях и деталях процесса;
  • Составить заявление в налоговую службу в формате Р15001, которое впоследствии должно быть нотариально заверено. Заявление может быть напечатано или составлено от руки. 

Первый этап ликвидации юридического лица предполагает передачу заявки в налоговую службу в течение трех рабочих дней после его оформления. После этого можно считать, что процесс запущен. Это один из наиболее значимых этапов ликвидации юридического лица, который может быть пропущен только в случае принудительного закрытия фирмы. При принудительном закрытии решение принимается налоговым или судебным органом. 

Этап оповещения всех заинтересованных лиц и органов

Ликвидация юридического лица всегда затрагивает интересы других органов и инстанций, особенно, если присутствуют задолженности перед кредиторами, а также, если в компании трудятся работники. Итак, информация сообщается:

  • Налоговой инспекции. Это было сделано на предыдущем этапе, вместе с передачей заявления. При этом, вам не потребуется оповещать о ликвидации юридического лица иные государственные инстанции – например, фонд социального страхования или пенсионный фонд. Об этом должна позаботиться ФНС;
  • ЕГРЮЛ. Органу сообщается информация о том, что процедура ликвидации юридического лица запущена, в данные вносится информация о старте процедуры;
  • В СМИ. Детали и суть процессу нужно опубликовать в открытом источнике – для этого используется газета «Вестник». Заявка может быть подана письменно администрации издания, либо на сайте – посредством специальной формы. Последний вариант более простой и оперативный;
  • Кредиторам организации. Для соблюдения правильного порядка оповещения кредиторов компании, потребуется направить им заказные письма с уведомлением о получении. В письмах указываются сведения не только о закрытии предприятия, но также о том, в каком порядке должны быть выставлены требования об удовлетворении долговых обязательств, о сроках;
  • Сотрудникам предприятия. Согласно отечественному законодательству, сотрудники должны быть предупреждены за два месяца до окончательного закрытия компании, однако, это не всегда возможно. Предоставляется информация непосредственно о прекращении деятельности, порядке взаиморасчетов, выплате пособий. 

Только после того, как были оповещены все заинтересованные лица и инстанции, можно переходить к следующему этапу ликвидации юридического лица. Обратите внимание: существуют определенные требования относительно оповещений, как, например, с кредиторами. Соблюсти все процессуальные требования и нюансы помогут специалисты юридической компании «МИП». Большой опыт в этом вопросе поможет нам выполнить все работы максимально оперативно и без ошибок. 

Этап формирования промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) и взаимодействия с ФНС

ПЛБ составляется для того, чтобы понять текущее финансовое состояние предприятия, платежеспособно оно или нет. В нем фиксируются текущие доходы, активы предприятия, в отдельную позицию выносятся требования кредиторов и прочие обязательства, по которым необходимо будет провести расчет. В случае если ПЛБ отрицательный – имеет смысл задуматься над проведением процедуры банкротства, которая поможет списать ряд долговых обязательств. 

Документ подается в налоговую инспекцию для утверждения – только после этого могут быть проведены взаиморасчеты. Стоит быть готовым к тому, что после получения ПЛБ налоговая служба решит организовать выездную проверку. Почему подобное может случиться?

  • Представители налоговой нашли несоответствия в документе;
  • Учредители подозреваются в сокрытии реального размера доходов, уходе от выплаты налогов;
  • Ранее компания допускала какие-либо нарушения при подаче отчетности, выплате налоговых взносов;
  • Присутствуют признаки преднамеренного банкротства. 

Проверка может быть организована без объяснения причин: к ней нужно быть готовым даже в том случае, если дела в фирме идут идеально, а в документах нет никаких ошибок. На этапе составления ПЛБ рекомендуется воспользоваться помощью от профессиональных юристов и бухгалтеров – они проведут аудит документации предприятия, а также позаботятся о том, чтобы при проверке не были найдены какие-либо проблемы, несоответствия, сделки, которые можно будет обжаловать. Также стоит отметить, что проверка может и не быть организована – это необязательный этап ликвидации юридического лица. 

Этап работы ликвидационной комиссии или ликвидатора

Основная задача, которая стоит перед ликвидационной комиссией – это привести дела компании в порядок, закрыть долговые и прочие обязательства. При этом план работы специалистов включает в себя множество стадий – стоит рассмотреть основные и наиболее значимые из них:

  • Взыскание дебиторской задолженности. В случае если у контрагентов есть обязательства перед фирмой, которая ликвидируется, ликвидаторы предпринимают действия для их погашения. Сделать это можно на досудебном этапе или в судебном порядке;
  • Проведение полной инвентаризации имущества предприятия. Осуществляется опись и оценка собственности, участниками общества принимают решение о дальнейшей судьбе имущества. Это особенно важно в том случае, если реализуется процедура банкротства – в этом случае расчеты по долговым обязательствам осуществляются при реализации имущества;
  • Проведение взаиморасчетов с сотрудниками компании. Необходимо выплатить не только задолженности по заработной плате, но также выходные пособия и компенсации за отпуска, которые не были использованы;
  • Взаиморасчеты с государственными инстанциями. Налоговые платежи и социальные взносы должны передаваться до окончательного закрытия фирмы;
  • Взаиморасчеты с кредиторами. Осуществляются в порядке очередности по реестру требований кредиторов. Если при ликвидации юридического лица проводится банкротство, и компания не может рассчитаться по всем долговым обязательствам, распродается ее имущество: ценные бумаги, продукция, сырье, оборудование, движимое и недвижимое имущество. Остальные долги компании списываются. 

После того, как все расчеты проведены, процедуру можно считать выполненной – фирма уже не может вести хозяйствующую или коммерческую деятельность. Останется только зафиксировать этот факт. 

Завершающий этап ликвидации юридического лица

Окончательный этап предполагает совершение следующих значимых действий:

  • Формирование окончательного ликвидационного баланса (ОЛБ);
  • Закрытие расчетного счета в банковской организации;
  • Уничтожение печатей, архивирование документации предприятия;
  • Аннулирование лицензий на осуществление предпринимательской деятельности;
  • Подача ОЛБ, устава, заявления в налоговую инспекцию, получение решения о закрытии компании;
  • Обращение в ЕГРЮЛ, получение свидетельства о закрытии предприятия. 

Некоторые учредители уверены, что в процедуре ликвидации юридического лица нет ничего сложного, и они без проблем проведут этапы самостоятельно. Однако это не всегда так – лучше заручитесь поддержкой юридической компании, которая позаботится о том, чтобы никаких процессуальных проблем в рамках процедуры не было. 

Похожие услуги по теме