Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Разграничение полномочий госвласти между федеральными органами РФ и ее субъектами в сфере трудовых отношений

Разграничение полномочий госвласти между федеральными органами РФ и ее субъектами в сфере трудовых отношений

На этот счет Трудовой Кодекс РФ дает четкие и ясные указания.


Трудовое законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, является совместным объектом властных структур Российской Федерации и местных органов государственной власти. Как же разграничиваются полномочия между федеральными органами власти и субъектами РФ?

Трудовой кодекс (ст.6) выделяет два критерия разделения властных функций:

  • по предмету регламентации;
  • по содержанию и объему.

Полномочия федеральных органов власти в сфере трудовых отношений 

На федеральных органах государственной власти лежит ответственность за принятие обязательных для всех без исключения регионов РФ законов, регулирующих отношения в области труда.

Федеральные органы власти устанавливают:

  • базирующиеся на государственной политике основы трудового права, в том числе нормативы и критерии, обеспечивающие охрану труда и безопасность производственных процессов;
  • уровень трудовых прав и свобод, дополнительные гарантии отдельным категориям трудящихся;
  • обязательства сторон при заключении и расторжении трудовых договоров;
  • условия материальной ответственности сторон трудового соглашения;
  • систему унифицированной государственной статистики в сфере труда;
  • основополагающие принципы социального партнерства.

К последнему пункту относятся также заключение и изменение коллективных трудовых соглашений, порядок ведения коллективных переговоров и способы разрешения коллективных и индивидуальных разногласий по вопросам условий и оплаты труда.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений 

Реализация трудовых прав, заявленных федеральным законодателем, осуществляется на региональном уровне. Поэтому местные органы государственной власти имеют полномочия устанавливать дополнительные трудовые права и гарантии, осуществлять конкретизацию федеральных норм с учетом местных условий и возможностей.

Не урегулированные федеральными законами отношения в области трудового права входят в юрисдикцию субъектов РФ. При этом не должен снижаться уровень правовой защищенности работников. Более высокий по сравнению с федеральным, уровень трудовых прав и гарантий обеспечивается за счет региональных бюджетных накоплений.

Неизбежно возникает вопрос о приоритете федерального законодательства перед правовыми актами представительных органов власти в регионах. На этот счет Трудовой Кодекс РФ дает четкие и ясные указания.

Во-первых, согласно ТК, представительные органы субъектов РФ могут восполнять лакуны федерального законодательства,( несмотря на то, что свод законов о труде об этом умалчивает), и проводить опережающую регламентацию трудовых норм и прав, относящихся к полномочиям федеральных законодателей. Имеются в виду те случаи, когда необходимый закон еще не принят.

Во-вторых, главным условием выступает иерархическая соподчиненность между федеральным и региональным законотворчеством. Правовой акт, утвержденный местным органом власти, не может вступать в противоречие с установлениями федеральных органов.

Яркой иллюстрацией этого положения служит закон РФ от 19.06.2003 «О минимальном размере оплаты труда». Закон установил, что в период до введения минимума заработной платы, предусмотренного в ст.133, ч.1 ТК РФ, представители субъектов Российской Федерации имеют полномочия для принятия в пределах своей территории более высокой нормы оплаты труда.

Но такое право предоставляется только тем субъектам РФ, которые имеют необходимые для повышения минимума бюджетные средства.

Дотационные регионы лишены такой возможности. Убедительный пример обоснованного и полностью корреспондирующего с ТК РФ(ст.6) разграничения между законодательной деятельностью представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

Трудовое законодательство РФ сохраняет приоритет трудовых прав и гарантий работников, поэтому в том случае, когда региональный закон снижает их, применяются федеральные нормы трудового законодательства.

Вопрос-ответ

Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.