Взнос на капитальный ремонт многоквартирных домов – одна из самых спорных статей расходов, включаемая в платежные документы собственников. Обязательство перечислять денежные средства в фонд появилось в 2014 году, когда была принята новая система финансирования этой сферы деятельности. При этом следует отметить, что размер ежемесячной платы на капремонт общего имущества многоквартирных домов варьируется от субъекта РФ к субъекту, что зависит напрямую от благосостояния региона.
Ежемесячные взносы на капремонт общего имущества
Если сделать обращение к ст. 169 ЖК РФ, то в данной юридической норме четко зафиксировано, что каждый владелец (хозяин) жилья на территории многоквартирного дома обязуется перечислять финансовые средства на капитальный ремонт и содержание общего имущества в таких постройках.
При этом следует отметить, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт имеет конкретные сроки своего возникновения. Так, ссылаясь на пункт 3 все той же статьи, мы приходим к выводу, что начисление платы за ремонт общего имущества и содержание жилья происходит по истечению 8 месяцев от даты, когда в том или ином регионе принимается программа, направленная на формирование фонда капремонта.
Кроме того, согласно общего правила, которое закрепил законодатель, обязательный взнос на капитальный ремонт возникает также в тот момент, когда собственник становится правообладателем той или иной недвижимости в рамках многоквартирного дома. Оплата за капитальный ремонт общего имущества осуществляется владельцами многоквартирных домов ежемесячно.
Случаи, когда ежемесячные взносы на капремонт можно не вносить
Не смотря на то, что законодательный порядок устанавливает, что оплата в фонд капитального ремонта – обязательный пункт, ложащийся на плечи собственников, в НПА предусмотрены и случаи, когда владельцы многоквартирных домов освобождаются от оплаты взносов на содержание общего имущества.
Итак, ежемесячный обязательный платеж, размер которого формируется на региональном уровне, не должен перечисляться на счет в фонд, направленный на капитальный ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома, в ситуациях, если:
- здание многоквартирного дома признано после проведения многочисленных экспертиз аварийным;
- земельный участок, на котором находится постройка, изымается для государственных или же муниципальных нужд, о чем гласит законодательный порядок. Но при этом должно быть принято решение об изъятии жилья на территории многоквартирного дома, а также общего имущества собственников.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что список условий, когда владельцы жилья многоквартирных домов освобождаются от оплаты средств на капремонт в специализированный фонд, имеет закрытый характер. От оплаты ежемесячно взноса на содержание общего имущества собственники жилья на территории домов многоквартирного типа освобождаются через месяц после того, как будет принято решение о признании дома аварийным или необходимости изъятия ЗУ.
Денежные средства, которые поступали на расчетный счет в фонд капитального ремонта ежемесячно, но не были израсходованы на содержание домов, при изъятии ЗУ должны быть возвращены своим законным владельцам.
Об этом гласит законодательный порядок процедуры принудительного изъятия земли. При этом размер денежных выплат из средств, которые поступили на счет в фонд, должен распределяться равномерно, строго пропорционально с тем, сколько собственник жилья многоквартирного дома выплатил за время своего проживания на территории жилплощади.
Кроме того, если поменялся собственник жилья в рамках многоквартирного дома, то он также должен получить денежную компенсацию, которую перечислит на личный счет фонд капитального ремонта. Следует отметить, что размер таковой выплаты на счет, который переведет фонд, будет включать сумму не только пропорционально взносам, уплаченным новым собственником, но и с учетом денежных средств, которые вносились на счет в фонд капремонта домов прежним собственником.
Чтобы интересы хозяев квартир в рамках многоквартирного дома были соблюдены, орган, изъявший ЗУ, должен принять решение о предоставлении лицам нового имущества.
При этом размер площади недвижимости может варьироваться, но не должен быть ниже учетной нормы. Если обратиться к практике, то вопрос, который затрагивает размер выделяемой жилплощади, в каждом конкретном случае рассматривается органами госвласти индивидуально в рамках конкретного дома. Только с учетом этого требования порядок изъятия домов будет считаться легитимным.
Каждый из жильцов многоквартирных домов должен понимать, что освобождение от оплаты взноса, размер которого устанавливается региональным законодательством, возможно только у собственников недвижимого имущества, как жилого, так и нежилого характера. Жильцы, которые встали на учет в муниципалитете как нуждающиеся, не осуществляют взносы на счет в фонд капремонта, так как подобная обязанность возлагается именно на владельца жилья.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт
Обязательство перечислять средства на счет фонда капитального ремонта распространяется на всех собственников квартир, если иное не предусмотрено законом (исключения, прописанные в п. 2 ст. 169). При этом ведется строгий учет, когда поступила оплата или произошла неуплата подобной статьи расходов, размер которых устанавливается на региональном уровне.
Должен осуществлять взносы на счет и новый собственник жилья, если была осуществлена сделка купли-продажи недвижимого имущества. Но и здесь существует один очень важный нюанс: новый собственник, который встанет на учет, должен будет понести бремя расходов, если зафиксируется неуплата на счет за капремонт предыдущим собственником.
Если обратиться к ЖК РФ, то в данном НПА установлены конкретные сроки, когда должен вноситься платеж собственниками жилья, размер которого зафиксирован в зависимости от региона проживания, где лицо встало на учет. В ст. 155 указано, что любые перечисления собственников должны быть осуществлены до 10 числа календарного месяца, который следует за предыдущим расчетным периодом. Учет сроков очень важен, так как в ином случае могут быть применены санкции в отношении лица, которое допустило просрочку.
Поэтому размер платежа может быть увеличен за счет начисления пени, если будет допущена неуплата.
В том случае если неуплата отмечается на протяжении длительного времени, то компетентное лицо может потребовать исполнения обязательств от собственника в судебном порядке. В частности, предусмотрено принудительное взыскание по решению суда.
Формирование фонда капитального ремонта
Как было указано выше, все денежные перечисления, поступившие на счет от собственников жилья, формируют собой специализированный фонд капитального ремонта. Учет финансовых средств ведется достаточно строгий, так как потратить деньги можно только по конкретным статьям расходов. Подобный учет необходим для того, чтобы денежные средства не пускались на нецелевые траты, в том числе, на оплату работы сотрудников управляющих компаний, личные цели и пр.
Формирование фонда осуществляется в большей мере за счет ежемесячных взносов, которые осуществляются собственниками жилья. Но стоит помнить о том, что ведется учет и иных денежных перечислений, в том числе:
- процентов, которые начисляются на просроченную задолженность со стороны собственников;
- процентов, которые начисляются кредитной организацией, если осуществлялось пользование денежными средствами, учет которых происходит на специализированном счете.
Кроме того, если собственники примут решение на общем собрании, то будет вестись учет и иных денежных средств, которые поступают на расчетный счет фонда. В частности, речь идет о доходах, которые были получены в результате размещения на стенах домов рекламных баннеров, растяжек, а также аренды помещений, причисляемых к общему имуществу.
Таким образом, несмотря на то, что законодателем накладывается обязанность на собственников нести бремя расходов на капитальный ремонт, подобные финансовые издержки четким образом регламентируются жилищным законодательством РФ, что позволяет говорить о соблюдении прав и интересов граждан – владельцев имущества.