Капремонт проводится для обеспечения состояния здания, отвечающего всем требованиям нормативов и стандартов, принятых в отношении жилых многоквартирных домов и гарантирует нормальное функционирование строения.
На собственниках жилья лежит обязанность по оплате капремонта, причем оплачивать работы должны не только лица, имеющие на праве собственности жилые помещения.
Владельцы нежилых помещений тоже участвуют в оплате капремонта.
Фонд капремонта включает в себя деньги, отчисляемые гражданами для его осуществления, суммы неустоек, выплаченные за неисполнение обязанностей по уплате средств на капремонт и иные поступления, доходы и средства, в том числе заемные.
Выплаченные гражданами суммы должны аккумулироваться для эффективного накопления и последующего распределения. Для этих целей целесообразно создание специального фонда. Плательщики лично участвуют в выборе способа формирования фонда капитального ремонта, и имеют возможность его поменять.
Способы формирования фонда капитального ремонта
Плательщикам доступны два метода формирования фонда капремонта:
- перевод денег на специальный счет;
- отчисление денежных сумм на счет некоммерческой организации – регионального оператора.
Собственники многоквартирного дома могут открыть только один специальный счет, предназначенный для надежного хранения их финансовых средств. Если собственниками избран именно этот способ, на общем собрании должен быть решен еще ряд вопросов, а именно:
- кто будет назначен владельцем счета;
- какова сумма переводимых средств;
- в какой финансовой организации целесообразно и безопасно открыть счет.
Счет открывается на юридическое лицо, выбранное и назначенное владельцем счета. Деньги, поступающие и хранящиеся на счете, являются собственностью плательщиков. В этом существенное отличие рассматриваемого способа от второго метода формирования фонда, разрешенного законом.
На каждом счете копятся и хранятся поступления, перечисляемые собственниками конкретного многоквартирного дома. Впоследствии эти средства могут быть израсходованы только для реализации капремонта многоквартирного дома. Причем ремонтируется именно тот дом, жильцы которого совершали платежи.
Деньги могут расходоваться на капремонт домов, даже если официальный срок его проведения не подошел, но необходимость в проведении наступила. Этот метод считается более безопасным для плательщиков и более защищенным от возможного расходования средств не на цели ремонта.
Второй вариант отчисления денежных сумм – на счет регионального оператора. Данная организация создается для совместной реализации капремонта с участием собственников, органов МСУ и госвласти. Формирование фонда капремонта с помощью регионального оператора значит, что суммы платежей переводятся на счет юридического лица - некоммерческой организации, в дальнейшем эти средства будут использованы для планирования и реализации работ по капительному ремонту домов. Когда граждане решают выбрать данный способ, нужно учитывать важную особенность.
Деньги, перечисленные на счет оператора, становятся его собственностью, а плательщики получают обязательственные права.
Иными словами, граждане, проживающие в многоквартирных домах и осуществляющие платежи, вправе потребовать проведения капремонта надлежащего качества и в обговоренный срок.
Деньги, переданные региональному оператору, предназначены исключительно для капремонта в многоквартирном доме. Их расходование на разрешение других задач, в том числе на обеспечение внутренней деятельности оператора, запрещено. Оператор по запросу обязан отчитаться о расходовании средств.
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта
Если жильцами квартир в многоквартирном доме, исправно выполняющими обязанность по оплате капремонта, принято решение о прекращении формирования фонда капремонта на специальном счете и переходе для реализации указанной задачи к услугам регионального оператора, в обязательном порядке решение передается владельцу счета.
По прошествии 30 суток со дня отправления уведомления, решение вступает в силу. Следующим шагом владельца счета является перенаправление денег на счет регионального оператора, которое должно быть осуществлено в течение 5 дней. В обратной ситуации региональному оператору также направляется решение собственников, но вступает в законную силу оно через 2 года, после чего у оператора есть 5 дней для перевода средств на специальный счет.
Обязательства оператора при изменении способа формирования фонда
Региональный оператор должен перевести средства на специальный счет по решению собственников дома о прекращении формирования фонда капремонта.
Закон наделяет оператора дополнительной обязанностью.
В соответствии требованиями законодательства, региональный оператор должен передать всю имеющуюся у него документацию, в том числе данные, связанные с формированием фонда, владельцу специального счета.
Сокрытие, а также предоставление ложной информации и любые необоснованные задержки перевода средств, являются нарушением закона и могут привести к привлечению виновных лиц к ответственности.
Условия изменения метода формирования фонда капремонта
Закон устанавливает: способ формирования фонда капитального ремонта разрешается изменить. Лица, отчисляющие собственные средства, имеют право без разъяснения причин принять решение о смене юридического лица, ответственного за сохранение средств на своем счете.
Если граждане приняли коллективное решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, а затем решили его поменять, способ изменения происходит в установленном ЖК РФ порядке.
Особенных условий для утверждения подобных изменений не требуется, но закон устанавливает ограничение: если имеется долг перед заемщиками, взятый на проведение капремонта, и этот долг не погашен, изменение способа формирования фонда капитального ремонта запрещено. В этой ситуации внести изменения можно только после уплаты долга.
Владелец специального счета и погашение задолженности
На владельце специального счета лежит обязанность по передаче сведений об имеющихся средствах на капитальный ремонт, внесенных собственниками дома, в уполномоченные органы. Если оплачены менее половины всех переданных собственникам квитанций, надзорные органы предупреждают владельца о необходимости погасить долг и разъясняют последствия его непогашения.
Владелец специального счета уведомляет собственников о сформировавшейся задолженности и проводит мероприятия, стимулирующие ее выплату. Если после принятых мер долг не погашен, владелец специального счета инициирует проведение собрания всех собственников дома, на котором обсуждаются способы, порядок и сроки погашения долга.
В случаях, когда задолженность не погашена в пятимесячный срок с момента предупреждения владельца счета надзорным органом, информация о сложившейся ситуации передается в орган, относящийся к местному самоуправлению.
Вышеуказанный орган принимает обоснованное решение о снятии денежных средств со специального счета и последующем переводе этих средств на счет регионального оператора. Если в определенный срок денежные средства, находящиеся на специальном счете, не перенаправлены без уважительных причин, собственники жилья в доме, орган МСУ, или оператор имеют право обратиться в судебные инстанции для восстановления нарушенных прав.