Роль арбитра с «авторитетным» мнением государство отводит независимой ветви – судебной.
Процесс взаимодействия физических лиц, предприятий, учреждений, организаций сопровождается возникновением определенных правоотношений. Сохранить баланс реализации прав конкретного лица, не нарушив при этом аналогичных возможностей для другого, порой представляется очень сложным. При этом обе стороны уверены в своей правоте. Таким образом, возникает спор, разрешить который им уже не под силу. Появляется необходимость в авторитетном «мнении» третьей стороны как арбитра.
Роль арбитра с «авторитетным» мнением государство отводит независимой ветви – судебной.
Разрешение тех или иных споров судом от имени государства и народа, связанных с реализацией вышеуказанных вопросов, включает понятие правосудия. При этом форма обращения и способы реализации могут быть разными.
Если в древнем Риме понятие гражданского права относилось непосредственно к римским гражданам и решало их споры в противоположность «праву народов» для граждан зависимых земель, то современном мире государства берут на себя обязанность по защите прав каждого человека.
Сущность нынешнего понимания гражданского права как отрасли заключается в регулировании имущественных и личных неимущественных отношений.
Гражданские права возникают посредством закрепления их в правовых актах, а также из действий самих субъектов.
Право гражданина, в отличие от гражданского права, конкретизировано. Оно проявляется в реализации возможностей лица, закрепленной определенной связью, принадлежностью человека к конкретному государству. Как правило, основные гражданские права (в понимании права граждан) закреплены в Конституции. В отличие от общих прав человека, гражданские права дают возможность к самореализации именно в связи с принадлежностью этого человека к государству (например, право избирать и быть избранным в органы власти).
Гражданские права в контексте вышеизложенных понятий находятся под защитой государства в лице деятельности судов разных инстанций. Судебная защита гражданских прав, нарушенных другой стороной, - реально действующий механизм. Она введена, признана и гарантирована государством в соответствии с основополагающими принципами права.
В случае нарушенного права, сторона имеет возможность обратиться в суд за его защитой. Это лишь один из способов защиты, и, пожалуй, самый действенный. Даже если лицо выбирает иные способы, оно все равно знает, что в случае невозможности действенно урегулировать спор, можно обратиться в судебную инстанцию.
Принцип свободного доступа к правосудию признан мировым сообществом как один из основных. Об этом говорится и во Всемирной декларации прав и свобод человека.
Сущность и цель, основной посыл и начало данного принципа состоят в необходимости отсутствия необоснованных препятствий, преград для справедливого рассмотрения дела в суде. Все перечисленные ниже элементы данного принципа взаимосвязаны между собой и раскрывают аспекты общего понятия.
Данный принцип включает в себя такие составные части:
Механизмы, форма и способы реализации данного принципа находят свое отражение в:
На федеральном уровне действуют суды:
На уровне субъектов Российской Федерации:
Существует также система третейских судов и судей, действующих на постоянной основе или создаваемые для решения конкретных споров, которые играют не последнюю роль в осуществлении правосудия.
Таким образом, наличие общегражданских и специализированных судов отвечают вышеуказанным требованиям в контексте реализации такого основополагающего начала, как принцип беспрепятственного доступа к правосудию.
Защита гражданских прав в административном порядке предусмотрена действующим Гражданским кодексом РФ. Процесс такой защиты реализуется путем обращения с жалобой к вышестоящему органу (должностному лицу). Роль арбитра играют именно они. При этом оговаривается, что такая форма защиты может быть реализована в случаях, предусмотренных законами.
Сущность и задача такой формы защиты - возможность урегулировать спор в досудебном порядке.
Тогда обращение в суд является альтернативой.
Так, Положением о государственной жилищной инспекции в РФ предусмотрено обжалование решений должностных лиц, органов жилищной инспекции, руководителем соответствующей инспекции или Главной государственной жилищной инспекцией. Аналогичная ситуация и с решениями Федеральной комиссии по ценным бумагам, с реализацией возможности защиты интеллектуальных прав, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, в иных случаях.
Данный способ защиты имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, процесс обращения с жалобой к вышестоящей инстанции не облагается государственной пошлиной – все рассматривается бесплатно, форма составления жалобы не такая жесткая в плане требований, как при обращении через суд. Отрицательным моментом является то, что подавляющее большинство обращений в вышестоящую инстанцию не приносит позитивного результата, жалоба не удовлетворяется, поскольку она рассматривается, как правило, одной и той же стороной конфликта (по вертикали).
Пунктом 2 статьи 11 ГК РФ предусмотрена возможность оспаривания решений, принятых в административном порядке, в суде. Однако воспользоваться этим можно только при соблюдении определенных условий, правил.
Так, для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности в судебном порядке установлен срок в 10 дней. В случае пропуска, его довольно тяжело восстановить. Для этого нужно, прилагать дополнительные процессуальные документы и указывать уважительную причину такого пропуска.
Нередко сторона, несогласная с решением органа властных полномочий, специально прибегает к его обжалованию сначала в административном порядке (даже если уверен, что, вышестоящая инстанция не удовлетворит его жалобу), а уже потом обращается в суд. Это дает возможность, во-первых, не пропустить сроки обращения в суд с целью начать процесс рассмотрения жалобы, во вторых, грамотно подготовить ее. Ведь пока заявление не будет рассмотрено той же стороной конфликта, но по вертикали, срок для обжалования принятого решения приостанавливается.
Стоит заметить, что все гражданские права, которые подлежат защите, как бы хорошо они ни были описаны в нормативных актах, и какой бы механизм, форма и способы ни были разработаны инструкциями и положениями, нежизнеспособны, если судебная защита гражданских прав на практике малоэффективна, играет роль бюрократического тормоза для восстановления нарушенных прав или не выполняет тот или иной основополагающий принцип правосудия.