Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Их компетенция, полномочия и функции.


Основополагающие нормы, регламентирующие определение субъектов права, их участие в отношениях, регулирование которых производится ГК РФ, а также наступление ответственности при невыполнении взятых обязательств, устанавливаются в Главе 5 Кодекса.

Порядок участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Структура субъектов ГК приведена ниже:

  • РФ;
  • регионы Федерации;
  • муниципальные образования (далее – МО);
  • граждане;
  • юрлица.

Перечень лиц, располагающих законным правом выступления от имени публично-правовых образований (далее – ППО):

  • государственные структуры располагают правом на осуществление действий, направленных на приобретение и реализацию прав и обязательств, а также на выступление в судебных органах в пределах определенной соответствующими законодательными актами компетенции – от имени РФ или регионов РФ;
  • местные системы власти и самоуправления располагают правом на осуществление действий, указанных выше для госорганов, в пределах компетенции, регламентированной определенными законодательными актами – от имени МО.

Компетенция, полномочия и функции органов государственной власти и местного самоуправления

Компетенция вытекает из специфики функций и возложенных полномочий.

Под функциями осуществления управления госимуществом понимают реализацию полномочий владельца в отношении имущества в федеральном владении.

Его передача возможна следующим структурам:

  • ФГУП;
  • ФКП;
  • государственным структурам, которые находятся в подчинении у агентств федерального значения.

Функции также включают в себя полномочие на управление ценными бумагами ОАО, которые находятся в федеральной собственности.

Е.А. Суханов (учебник “Гражданское право”, том 1) отмечал, что действующие законы не предусматривают полномочий по участию от имени РФ высших органов власти.

Для финансового обеспечения осуществляемой ими деятельности учреждают отдельные юрлица, которые регистрируются как унитарные организации или учреждения.

Функции органов исполнительной власти

Большая часть функций от имени РФ исполняется органами исполнительной власти. Исполнительная власть находится в компетенции Правительства РФ, которое, в свою очередь, уполномочено управлять имуществом в федеральной собственности.

Исполнительную власть в РФ также реализуют и другие органы федерального масштаба, уполномоченные на это Указом.

Структура органов федерального масштаба, реализующих исполнительную власть, состоит из:

  • федеральных министерств – контролируют исполнение госполитики, а также регулирование сфер деятельности, указанных в законодательных актах Президента и Правительства РФ;
  • федеральных служб – реализуют контролирующие и надзорные функции в определенной сфере деятельности, а также особые функции в рамках гражданской обороны, госбезопасности, охраны госграницы, борьбы с нарушениями закона и др.;
  • федеральных агентств – реализуют функции в определенной законами сфере деятельности по предоставлению госуслуг, управлению имуществом, находящимся в собственности государства, а также реализуют правоприменительные функции (кроме контролирующих и надзорных).

Представительский характер отношений между публично-правовыми образованиями и органами государственной власти и местного самоуправления

Система правоотношений среди ППО и органов государственной и местной власти имеет представительскую специфику. Это означает, что права и обязательства применимы к ППО, а не к структурам, выступающим от их имени.

К примеру, Постановление Пленума ВАС РФ № 23 регламентирует порядок разрешения следующей ситуации:

  • кредиторы государственной организации предъявляют требования в порядке солидарной ответственности по исполнению обязательств;
  • суды должны руководствоваться ст. 161 БК и 120 ГК при разрешении споров;
  • исходя из норм данных законодательных актов, собственником имущества организации, а, соответственно, и ответчиком по материальным обязательствам в порядке солидарной ответственности, становится ППО, а не государственные органы.

При рассмотрении судебными органами дел о возмещении ущерба, который был нанесен госорганами и органами местного самоуправления из-за

  • совершенных действий или бездействий таких органов;
  • совершенных действий или бездействий уполномоченных лиц вышеуказанных органов;
  • вынесения акта госоргана или органа местного самоуправления, который противоречит соответствующему законодательному акту, имеющему высшую юридическую силу.

Ответчиком по обязательствам должно также являться соответствующее ППО, а не местные структуры самоуправления.

Проблема правильного определения публично-правовых образований в качестве ответчиков, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, выступающих от имени публично-правовых образований

Данная проблема носит как гражданско-правовой, так и процессуальный характер. В отдельных случаях законом конкретно устанавливается система органов, отвечающих по причиненному ущербу или убыткам.

Пример № 1. В ситуациях, когда причиненный ущерб должен быть скомпенсирован за счет средств казны РФ, региона РФ или МО, от имени казны имеют полномочие выступать соответствующие финансовые органы, если иное не определено ГК РФ.

Пример № 2. Ответчиком в суде от имени РФ, субъекта РФ или МО по делам о возмещении ущерба, причиненного соответствующими госорганами или органами местного самоуправления, выступает главный распределитель бюджетных средств.

Пример № 3. Организация предоставляет потребителям услуги или товары бесплатно или по сниженной цене согласно льготам, установленным законом. В бюджете не заложены соответствующие статьи расходов для реализации права на льготы. Ответчиком по иску о возмещении убытков, предъявленному организацией, предоставившей льготы, будет являться ППО вне зависимости от того, предусмотрено ли в бюджете целевое финансирование или нет.

Выступление юридических лиц и граждан от имени публично-правовых образований

Физические и юридические лица также располагают возможностью выступать от имени:

  • РФ;
  • структурных единиц РФ;
  • МО.

Однако вышеуказанное право наступает только в случаях, когда соответствующее нормативное положение прописано в законодательных актах и вынесено специальное поручение:

  • ФЗ;
  • Указом Президента;
  • Постановлением Правительства;
  • законодательным актом регионов РФ и МО.

Пример № 4. Постановлением № 494 высшего органа исполнительной власти было вынесено особое распоряжение для ФКП “Союзплодимпорт”. Согласно положениям данного законодательного акта, организация приобретает право на использование товарных знаков на алкогольную продукцию от имени РФ.

Пример № 5. 178-ФЗ, согласно особому распоряжению Правительства, предоставляет возможность специализированным госучреждениям реализовывать федеральное имущество от имени Правительства РФ.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.